Kenko Digital Variable NDX (ND2.5 - ND1000)

 

Обзор и тест нейтрально-серого светофильтра переменной плотности Kenko Digial Variable NDX (ND2.5 - ND1000)

 

Применение нейтрально-серых светофильтров в фотографии - дело по большей части добровольное, в отличие от съемки видео, где простора для баловства с экспозицией намного меньше. Именно растущей популярностью видеосъемки на цифровые фотоаппараты вызвано появление на прилавках нейтрально серых фильтров переменной плотности: вряд ли производители старались сэкономить покупателям деньги и предложить универсальное решение, избавив от необходимости покупать сразу несколько фильтров.

Но и фотографам переменная плотность ND фильтров несомненно идет на пользу: они облегчают работу автофокуса и позволяют комфортно наводиться вручную – фокусировка осуществляется в положении наибольшего светопропускания, после наведения оправа фильтра поворачивается до необходимой плотности.

 

Не так давно на тесте побывал недорогой и почти “no name” китайский переменный фильтр LVSHI. Вслед за ним – из крайности в крайность – довелось познакомиться с одним из совсем недешевых представителей семейства, моделью Kenko Digital Variable NDX (ND2.5 - ND1000).

 

Разброс цен на нейтрально-серые фильтры переменной плотности удивляет: 30 долларов за модель от Vivitar, 270 - за героя сегодняшнего обзора, 390 за Singh-Ray и 445 долларов за Heliopan.

Kenko Vari NDX
Комплект

Комплект поставки

Комплект соответствует немалой цене на светофильтр: в картонной коробке покупателя ждут не только сам фильтр в прозрачном пластиковом футляре, но и печатная полноцветная брошюра, рассказывающая о способностях модели и дающая рекомендации по ее применению.

 

Изготовление, конструкция, характеристики

На тест удалось взять фильтр диаметром 77 мм – это позволило испытать его в широком диапазоне фокусных на хорошо знакомых мне Canon EF 24-105/4 L IS USM и EF 70-200/2.8L USM. Технология переменных нейтрально-серых фильтров основывается на совмещении двух поляризационных фильтров: вращая оправу фильтра, вы меняете их положение относительно друг друга и, тем самым, изменяете степень затемняющего эффекта. Разработчики добавили к двум поляризационным пленкам в Kenko Digital Variable NDX еще одну: деполяризационную. Не секрет, что нейтрально-серые фильтры переменной плотности в той или иной степени обладают эффектом поляризации, что может оказывать влияние на «нейтральность» их цветопередачи; по заявлениям производителя герой сегодняшнего обзора лишен этого недостатка.

 

Плотность фильтра меняется в широких пределах: от ND2,5 до ND1000, что, если я не ошибаюсь, соответствует ослаблению светового потока от 1,5 ступени до 10 ступеней. Элементы фильтра изготовлены из высококачественного оптического стекла с многослойным просветлением. Оправа качественная с легко читаемой разметкой.

Kenko Vari NDX
Разметка и оправа

Производитель не рекомендует использовать фильтр на значениях превышающих ND450 (чуть больше 8 ступеней) из-за возможных огрех в цветопередаче и появления знакомого пользователям таких фильтров крестообразного виньетирования. Мне эта ремарка пришлась по душе: предпочитаю узнавать все из первых рук, а не неожиданно разочаровываться. Диапазон от 1 до 9 ступеней соответствует предлагаемому фильтрами-конкурентами.

 

В эксплуатации

Kenko Digital Variable NDX ощущается продуманным и высококачественным изделием: сборка аккуратная, отсутствует даже намек на люфт между кольцами оправы фильтра, вращение плавное и равномерное, усилие комфортное, внешний край оправы зубчатый, чтобы облегчить оперирование фильтром при надетой бленде. Сравнил со своим поляризационным фильтром от Kenko – нейтрально-серый явно изготовлен качественнее.

 

Не знаю, повезло мне с экземпляром или это характерная для модели черта, но из всех опробованных переменных нейтрально-серых фильтров только у героя обзора разметка на оправе соответствует степени эффекта: обычно ориентироваться на нее просто невозможно, Kenko позволяет контролировать применяемый эффект по разметке. Вопрос не праздный и имеет прямое отношение к тщательности изготовления фильтра: у многих vari-ND фильтров поляризационные пленки не закреплены жестко и сдвигаются в процессе эксплуатации.

Влияние на резкость и разрешение

Kenko Digital Variable NDX на удивление деликатен. Не скрою, что меня смущал дополнительный «деполяризационный» слой в конструкции: любое препятствие потенциально ведет к снижению разрешающей способности оптики, но модель совсем не разочаровала.

 

В несомненных плюсах:

  • Влияние на разрешающую способность в рабочем диапазоне (1 – 8 EV) несущественно и без технических средств контроля вряд ли определимо (падение на 3 – 8% можно считать отличным результатом)
  • Падение разрешения по мере роста затемнения происходит в большей степени по центру изображения, чем по краям: поведение нехарактерное, но дружелюбное – кадр субъективно остается резким по всему полю без досадного «размазывания» краев и углов.

 

К минусам готов отнести прогрессирующее влияние на разрешающую способность в диапазоне максимального затемнения (9 – 10 ступеней): показатели резко снижаются и на максимуме падение превышает 40%.

 

Хроматические аберрации

Еще к плюсам модели: отсутствие выраженного влияния на уровень хроматических аберраций даже в углах кадра (естественные ХА объектива в 0,065% возрастают до 0,074% на минимальном затемнении и до 0,088% на максимальном). Разница на реальных снимках будет едва ли заметна – прирост ширины менее 1 пикселя даже на максимуме.

Крестообразное виньетирование
Крестообразное виньетирование

Цветопередача

Без особых нареканий: все знакомые мне нейтрально-серые фильтры переменной плотности в той или иной степени оказывают влияние на цветопередачу, чаще всего в синем канале. Kenko Digital Variable NDX показал себя достойно: цветопередача максимально близка к нейтральной, заметного влияния фильтр не оказывает.
Эффект поляризации действительно если не отсутствует полностью, то значительно снижен.

 

Работа в контровом свете

Качественное многослойное просветление сказывается: герой обзора стойко переносит тяготы и лишения, переотражения редки даже в сложных условиях освещения, контрастность не страдает.

 

Заключение

Kenko Digital Variable NDX понравился и произвел впечатление. Модель с честью выдержала испытания, не провалив ни одну из дисциплин.

С рекомендациями чуть сложнее. Разница в показателях дорогих и бюджетных моделей определенно присутствует, но часто не настолько критична, чтобы однозначно советовать фотолюбителю отказаться от идеи приобрести недорогое китайское изделие, тем более нейтрально-серые фильтры используются в фотографии не так часто. Чего у героя обзора не отнять, так это отменного качества изготовления: не так давно компания снизила цены на эту модель, я бы посоветовал сделать еще один маркетинговый ход – прилагать к герою обзора какой-нибудь недорогой китайский переменный ND-фильтр «в нарузку» - сравнение поможет увидеть пусть и незначительную на первый взгляд разницу в оптических характеристиках и явное превосходство Kenko Digital Variable NDX в конструкции и изготовлении. Оправдана ли его покупка для фотографии? Да, в двух случаях:

  • Если вы встали на путь перфекционизма и можете себе позволить не сходить с него
  • Если вы четко представляете, зачем нужны нейтрально-серые фильтры и часто используете их

 

В процессе обзора я обогатил свой цитатник выдержкой из «Правил безопасности», прилагаемых Kenko к герою обзора:
«Перед съёмкой убедитесь, что имеете представление об эффекте, который фильтр окажет на фотографию».

 

Благодарю представительство компании Кенко-Токина за предоставленный на тест экземпляр фильтра.

 


Июль 2013 года

Новое на сайте Vlador.com

 

Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6

24 ноября 2016


Sigma 50-100 /1.8 DC HSM Art

19 ноября 2016



Manfrotto MT055CXPRO4

29 октября 2016


SunwayFoto XB-44

29 сентября 2016


Миф о пар-фокальности

7 сентября 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100