Как и зачем фотографировать дым?

Дым
Паровоз

Побочный продукт горения – дым – исключительно фотогеничен. И настолько же неуправляем, что делает его фотографирование забавнейшим процессом с труднопредсказуемым результатом. Долгими зимними вечерами фотографирование дыма поможет побороть раздражение от еще одного короткого и бесцветного дня, когда снимать теоретически можно, а практически – совсем не имеет смысла, и отвлечет от излюбленного зимнего занятия фотолюбителей – тщательного и многократного тестирования всего имеющегося парка техники.

Фотографии дыма можно просто рассматривать (если выражение «зимняя депрессия» знакомо не понаслышке), кадрировать, получая абстрактные композиции, с ними приятно работать в фотошопе (добавляя и изменяя цвет или убирая лишнее, оставляя знакомые контуры), но забавнее всего добавлять дым к другим фотографиям.

Ароматические палочки
Ароматические палочки

Что нужно для легкого и непринужденного фотографирования дыма:

  • Дистанционно поджигаемая внешняя вспышка
  • Зеркальный фотоаппарат (или компактный цифровой фотоаппарат с возможностью снимать не в автоматическом режиме)
  • Для зеркального фотоаппарата подойдет практический любой объектив, но предпочтителен макро
  • В качестве безопасного источника, дающего внятный дым, лучше всего использовать ароматические палочки (выбирайте запах, от которого не заболит голова – мне нравятся с запахом зеленого чая). В принципе, любой источник «дыма без огня» подойдет, даже банальная сигарета.
  • Настольная лампа (используется в качестве моделирующего света, для облегчения фокусировки)
  • Черная ткань для фона
  • Два листа черной бумаги (ставятся с двух сторон вспышки так, чтобы ее свет не попадал на фон и в фотоаппарат)
  • Дистанционный пускатель для внешней вспышки/синхронизатор.

Штатив на требуемых выдержках не нужен, но для пущей серьезности можно использовать и его.

Обычно в хозяйстве фотолюбителя есть все необходимое, за исключением дистанционного пускателя и реже – внешней вспышки. В свое время я пользовался вспышкой Nissin Di466 со встроенной ловушкой – необходимости в дистанционном управлении не было. Сейчас я использую импульсную вспышку RayLab, которая позволяет исключить из «необходимого набора» настольную лампу – моделирующего света моноблока достаточно для комфортной фокусировки.

Переходим к организации процесса:

  • Черную ткань (фон) крепим на стенку
  • Палочку устанавливаем так, чтобы он была на расстоянии 20-30 см от фона.
  • Настольная лампа в положении 3 или 9 часов направлена на палочку
  • Вспышка напротив лампы с другой стороны палочки на расстоянии 15 – 25 см от палочки
  • Мощность вспышки для начала на 1/16 – проверяйте полученный результат и регулируйте по вкусу
  • Два черных листа ставим с двух сторон вспышки (своеобразные «шторки»), чтобы она не освещала фон и фотоаппарат
  • Фотоаппарат в режим ручного фокуса (если лень, то можно и в автоматическом)
  • Диафрагма f/8, стандартная для вашего фотоаппарата выдержка синхронизации (1/200 или 1/250)
  • Включаем настольную лампу и поджигаем палочку
  • Фокусируемся на кончике палочки, потом перекадрируемся так, чтобы в кадре был дым
  • Делаем несколько фотографий. В принципе, лучше в Raw

Можно подуть на дым, чтобы он менял формы или зажечь сразу несколько палочек - экспериментируйте.

Ответ на закономерный вопрос – «Зачем городить огород, если дым легко можно сфотографировать безо всяких инсталляций?» - приходит, когда подходит очередь обрабатывать фотографии. Основная задача, которую решает вынесенная от фотоаппарата вспышка – получение максимально черного фона и контрастного изображения дыма. Но даже с вынесенной вспышкой при конвертации из Raw желательно добавить фону черного. Коррекция контраста и экспозиции – по вкусу и желанию.

  • Конвертируем изображение в Jpeg.
  • Открываем изображение в фотошопе.
  • Создаем дубликат слоя (Ctrl-J).
  • Внимательно смотрим на изображение: выбираем лишние детали. В панели инструментов включаем кисть (paintbrush) и переключаем передний план (foreground) на черный. Закрашиваем ненужный дым. Сводим слои.

Наверное, все. Если требуется изменить цвет – используйте Hue/saturation (корректировку Цвета/насыщенности).

Если нужен дым на белом фоне, то просто инвертируйте изображение, нажав Ctrl-I (или Image>Adjustment>Invert).

 

Экспериментируйте: дым благоприятствует получению совершенно неожиданных результатов.

 

 

 

январь 2011 года

Новое на сайте Vlador.com

 

Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6

24 ноября 2016


Sigma 50-100 /1.8 DC HSM Art

19 ноября 2016



Manfrotto MT055CXPRO4

29 октября 2016


SunwayFoto XB-44

29 сентября 2016


Миф о пар-фокальности

7 сентября 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100