Советы и рекомендации по зимней съемке

Я устал от серого снега. От зимы – тоже устал, но от серого снега – больше. Помните, что экспонометр фотоаппарата меряет сцену по отраженному свету и усредняет ее к 18% серому? А отражающая способность снега намного выше, поэтому фотограф, полагающийся исключительно на автоматику фотоаппарата, приносит домой множество снимков с серым неестественным снегом и непонятным временем суток. Попробуем составить список советов и рекомендаций о том, как фотографировать зимой.

Экспокоррекция (компенсация экспозиции).

  • Снежные сцены – не место для автоматических настроек фотоаппарата. Матричный экспозамер и положительная компенсация экспозиции в 1–1,5 ступеней, если снег преобладает в кадре; отрицательная компенсация в 0,5-1 ступень – если его в кадре совсем немного. Приведены примеры фотографий, сделанных «на автомате» и с положительной компенсацией экспозиции в 1 ступень (снимки сделаны днем, баланс белого - авто). Проверяйте результат по гистограмме.
  • Для фотографирующих только на автомате отчасти может помочь предустановка «Пляж/Снег», если она присутствует в фотоаппарате.

Экспозамер.

  • Снег должен быть хорошо проработан — передача его ровной однородной белой поверхностью обедняет кадр. Для кадра, на котором снег занимает большую часть площади, экспозицию определяют по снегу.
  • В облачный день либо изначально вводите коррекцию экспозиции, либо замеряйте по тыльной стороне ладони и вносите положительную коррекцию в 1 ступень (не забывайте, что освещение ладони должно соответствовать освещению снимаемого пейзажа – не стоит замерять экспозицию солнечным днем, стоя в густой тени дерева).
  • В солнечный ясный день встаньте спиной к Солнцу и замеряйте по небу. Фиксируйте экспозицию, перекомпоновывайте кадр и снимайте.

 

Режим съемки.

  • Рекомендуется: ручной или с приоритетом диафрагмы.
  • Не рекомендуются: приоритет выдержки и автоматические режимы.
  • Из автоматических предустановок с оговорками возможна к использованию «Пляж/Снег».

 

Баланс белого.

  • Добавьте теплоты холодным зимним оттенкам, установив баланс белого на «Облачно» (Cloudy) независимо от наличия облаков. Приведены примеры фотографий сделанных с установками баланса белого «Авто» и «Облачно» (без компенсации экспозиции).
  • Противоположность: установив баланс белого на «Лампы накаливания» (Tungsten), можно еще больше усилить синеву и холод пейзажа, особенно в утреннее и закатное время.

Чувствительность.

  • Обычные рекомендации – не задирать ISO без крайней на то необходимости. ISO 100-200 будет в самый раз.

 

Вспышка.

  • Не рекомендуется. Разница температуры (вспышка приближена к дневному свету, зимний свет тяготеет к холодным оттенкам) чаще всего приводит к неестественности сцены. Зачастую четко видна граница действия вспышки.

Светофильтры.

  • Солнечным днем не помешает поляризационный фильтр: добавит синевы небу и уменьшит отражения от снега. Аккуратнее с поляризационным фильтром в горах – может сделать небо неестественно синим (см. пример фотографии).
  • Градиентные нейтральные фильтры (как обычно) помогут в сценах с высоким контрастом.

 

Бленда.

  • Настоятельно рекомендуется во избежание бликов и паразитной засветки.

 

Жанр.

  • Солнечным днем отлично будет выглядеть пейзаж с ярким и искрящимся снегом – снимайте пейзажи. Облачным (когда пейзаж скорее всего получится невыразительным и монотонным) – снимайте портреты или ищите «непейзажные» композиции – яркую гроздь рябины или еловую лапу под снегом, засыпанную скамейку, сосульки, снежинки, причудливые узоры или льдинки.

 

 

Время

 

  • Зимний день короток, но рассвет и закат длятся дольше, чем в теплое время. Стандартная рекомендация: рассветное и закатное время наиболее подходит для съемки, а длинные зимние тени помогают «разбавить» однородность снежного покрова и добавляют кадру динамики.

 

 

 

Цвет.

  • Старайтесь, чтобы в кадре обязательно присутствовал цвет (кроме голубизны неба, белого снега и еле видной полоски леса на горизонте). Постарайтесь включить в сцену яркие пятна, без которых кадр выглядит скучным и плоским. Но аккуратнее – цвет будет привлекать внимание (яркая пачка из-под сигарет вряд ли станет желаемым смысловым центром, а вот яркий дорожный знак оживит зимний дорожный пейзаж).
  • Доминирование белого снега и контрастных ему темных предметов располагает к черно-белой фотографии. Зимний пейзаж – один из немногих случаев, когда (по моему мнению) черно/белая фотография не только оправдана, но и просто рекомендована. Не забывайте, однако, о «разбавлении» однородности снега: найдите тени или включите в кадр тропинку, уводящую взгляд.
  • Не стоит увлекаться «тонированием» зимних ч/б снимков – столь любимая многими сепия чаще всего выглядит не к месту на зимнем пейзаже.

Композиция.

  • Стандартные рекомендации. Снег затрудняет композиционное выделение переднего плана и фона, что делает пейзаж плоским и невыразительным. Ищите цвет и выстраивайте композицию вокруг него, стройте композицию так, чтобы избежать невнятной однородности снежного покрова – включайте тропинки, скамейки, кусты, обыгрывайте одиноко стоящие деревья. Избегайте передачи «бескрайних просторов» - яркие краски теплого времени года прощают огрехи, зима судит много строже. Динамики снимку добавляют тени на снегу.

 

Вкратце: как ни парадоксально, но зима – благоприятное время для пейзажной фотографии. Нужно просто вдумчивее и внимательнее оценивать композицию будущего снимка и держать в голове необходимость внесения поправок в установки, предлагаемые фотоаппаратом в автоматическом режиме.

 

 

 

январь 2011 года

Оставить комментарий

Комментарии: 0

Новое на сайте Vlador.com

 

Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6

24 ноября 2016


Sigma 50-100 /1.8 DC HSM Art

19 ноября 2016



Manfrotto MT055CXPRO4

29 октября 2016


SunwayFoto XB-44

29 сентября 2016


Миф о пар-фокальности

7 сентября 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100