Компенсация экспозиции, она же - Exposure Compensation

Мы часто говорим о «правильной экспозиции», но по сути это неверно. В цифровой фотографии «правильность» еще может иметь отношение к снимку, экспонированному так, чтобы исключить потерю информации. В остальном же, «правильность» определяется субъективно и зависит от творческой задумки фотографа, от того, как он хочет увидеть снимаемый сюжет.

Фотоаппарат может постараться сохранить тени в портрете, который снимается в контровом свете, в то время как фотограф стремится запечатлеть лишь силуэт. Или сюжет позволяет «потерять» информацию, а автоматика фотоаппарата противится этому из последних сил… Например, когда Вы готовы пожертвовать деталями в светлых участках зимнего снимка, но передать снег ослепительно белым, или наоборот, сохранить всю красоту заката, потеряв детали в тенях.

К сожалению, современные фотоаппараты еще не научились читать мысли и им приходится «усреднять» картинку: стараться максимально возможно сохранить информацию и исходить из 18% серого цвета для оценки освещенности сцены.

Нужно привыкнуть оценивать тональность снимаемой сцены. Автоматические экспонометры «принимают решение», приравнивая тональность предмета съемки к средне-серому (18%). Если предмет светлее средне-серого, то фотография получится темной; если темнее – наоборот, пересвеченной. Экспонометр способен различить пять ступеней (стопов) тональности: полностью черный на 2.5 ступени темнее средне-серого (18%), полностью белый – на 2.5 ступени светлее. Научившись понимать экспонометр и видеть, какая тональность превалирует, Вы легко научитесь компенсировать погрешности автоматики – изменением диафрагмы, выдержки или используя функцию компенсации экспозиции.

В качестве примера приведу две фотографии, снятые с интервалом в пару секунд: режим приоритета диафрагмы, точечный экспозамер. Значение диафрагмы, ISO, расстояние до объекта съемки и освещение не менялось. На первой фотографии замер производился по черному цвету (указано стрелкой), на втором – по белому. Экспонометр в первом случае установил выдержку в одну шестую секунды, во втором – 1/100.

Компенсация экспозиции
Замер по черному цвету
Компенсация экспозиции
Замер по белому цвету

Чтобы преодолеть эти ограничения и недопонимание, фотографу нужно помочь фотоаппарату: это возможно сделать при помощи функции «компенсации экспозиции» (Exposure Compensation).

Очень вкратце эту функцию можно описать следующим образом: большинство современных фотоаппаратов предлагают пользователю возможность изменения экспозиции в «плюс» или в «минус» на несколько стопов для того, чтобы сделать изображение светлее или темнее. У Canon это обычно +/- 2 стопа. Положительная «+» компенсация экспозиции делает изображение светлее (увеличивает экспонирование), отрицательная “-“ – темнее (уменьшает экспонирование).

Существуют «правила» поправок экспозиции в зависимости от сюжета и условий съемки. Они идут из доцифровой эры, когда фотограф, снимающий на пленку, видел результат только по прошествии определенного времени. Сейчас стоит пользоваться достижениями прогресса и возможностью мгновенно увидеть и оценить результат съемки. Поэтому лучшим способом применения компенсации экспозиции будет экспериментальный: сделайте снимок без внесения поправок, посмотрите на него на дисплее фотоаппарата – отвечает ли он Вашей задумке и задаче, правильно ли распределились света и тени на гистограмме?  Если нет – вводите коррекцию экспозиции. И снова оценивайте  результат.

Постарайтесь получить максимум во время съемки: это значительно лучше, чем потом мучительно пытаться «вытянуть» изображение в графическом редакторе и придать ему требуемый вид.

 

Могу дать только один совет: заставьте себя пользоваться внутрикамерной компенсаций экспозиции. И через некоторое время Вы обнаружите, что это – одна из наиболее востребованных и часто используемых функций фотоаппарата.

 

А следующим логичным шагом будет и использование брекетинга экпозиции в ситуациях, когда Вы неуверены в том, «как будет лучше» или планируете использовать фотографии для HDR.

Оставить комментарий

Комментарии: 0

Новое на сайте Vlador.com

 

Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6

24 ноября 2016


Sigma 50-100 /1.8 DC HSM Art

19 ноября 2016



Manfrotto MT055CXPRO4

29 октября 2016


SunwayFoto XB-44

29 сентября 2016


Миф о пар-фокальности

7 сентября 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100