Фокусировочные экраны

Фокусировочный экран
Упрощенная схема

Фокусировочные экраны были неотъемлемой частью фотографии на протяжении долгих лет, обеспечивая точную фокусировку, столь необходимую для милой сердцу каждого фотолюбителя «резкости» снимка. Для зеркальных фотоаппаратов возможность использования сменных фокусировочных экранов, "заточенных" под определенные виды съемки и задачи, была еще и явным конкурентным преимуществом.

 

Принципиальная схема однообъективного зеркального фотоаппарата (из Википедии)

  1. Объектив
  2. Зеркало в положении визирования
  3. Затвор
  4. Плёнка или матрица
  5. Фокусировочный экран
  6. Собирающая линза видоискателя (обеспечивает увеличение видоискателя)
  7. Пентапризма
  8. Видоискатель 

Сменные фокусировочные экраны для своих зеркальных фотоаппаратов предлагают все производители. Кроме того, ассортимент расширяется моделями сторонних фирм.

Основные типы фокусировочных экранов

Экран с клиньями Додена
Экран с клиньями Додена

Split-Image или экран с клиньями Додена

Принцип действия основан на использовании клиньев Додена: изображение, находящееся не в фокусе визуально разбито вдоль вертикальной или горизонтальной оси (или обеих) и «сводится» в целое, когда объект находится в фокусе. Область фокусировки визуально выглядит как окружность в центре матового экрана, разделённая линией на части. Объект в области клиньев всегда резок. При неправильной фокусировке, линии объекта, пересекающие линию клина, выглядят разорванными и смещенными. При точной фокусировке "разорванность" исчезает и объект становится цельным. Клинья бывают вертикальными, горизонтальными или диагональными.

Мало приспособлены для работы с объективами темнее f/5,6: одна из частей "разорванного" изображения становится темной; в таких случаях рекомендуется наводить на резкость по матовому полю фокусировочного экрана.

 

Клинья Додена — оптическая система, состоящая из двух (изредка — трёх) прозрачных клиньев, расположенных в центре коллективной линзы (линза Френеля) фокусировочного экрана.

Экран с микрорастром
Экран с микрорастром

Microprism или экран с микрорастром

Принцип действия основан на использовании микропризм: изображение, находящееся не в фокусе выглядит мозаичным (растеризированным), мозаичность устраняется, когда объект находится в фокусе. Область фокусировки визуально выглядит как окружность в центре матового экрана. Экран с микрорастром позволяет наводить на резкость как по горизонтальным, так и по вертикальным контрастным линиям объекта.

Используется с объективами с максимальной светосилой f/5.6 и выше.

Laser Matte или экран с лазерным матированием

Такие экраны устанавливаются на современные зеркальные фотоаппараты "по умолчанию". Особая область визуального контроля за точностью фокусировки по центру отсутствует - попадание в фокус можно оценивать по всему полю изображения (пусть и без такой точности, которую дают клинья Додена и микрорастр). Такие экраны способны работать с объективами со светосилой менее чем f/5,6.

Экран с сеткой
Экран с сеткой

 

Super Precision Matte или Матированный сверхточный

 

Сверхточные матированные фокусировочные экраны оптимизированы для работы с объективами светлее f/2.8. Принцип работы основан на том, что изображение вне фокуса преднамеренно сильно размывается экраном, что позволяет точнее оценивать попадание в фокус. Использование с объективами темнее f/2.8 затруднено: изображение в видоискателе будет темным и зернистым.

 

Дополнительные средства

Независимо от средств облегчения фокусировки на фокусировочном экране могут присутствовать:

  • специальные метки указывающие местонахождение датчиков системы автофокуса;
  • аналогичные метки датчиков экспозамера;
  • сетка для контроля перспективы (дополнительно облегчающая удержание вертикалей или горизонталей в кадре в правильном положении);
  • сетка делящая кадр «золотым сечением» для облегчения построения композиции в кадре;
  • различные перекрестия;
  • границы форматов кадра

Фокусировочные экраны могут различаться кроме прочих признаков по светопропусканию. Отличия по этому признаку измеряют в ступенях (стопах).

Оригинальные фокусировочные экраны Canon

Все оригинальные фокусировочные экраны Canon не мешают работе системы автофокуса, но некоторые (экраны с областью визуального контроля в центре) могут быть несовместимы с точечным и оценочным экспозамером.

Экран Canon EC-H
Экран Canon EC-H

Фокусировочные экраны серии ЕС

Фокусировочные экраны, предназначенные для одной серии фотоаппаратов, не подойдут к другой: экран от Canon EOS 1Ds не подойдет к фотоаппаратам Canon EOS 1D и наоборот. Доступны следующие модели фокусировочных экранов этой серии:

ЕС-А: фокусировочный экран с микрорастром

EC-B: фокусировочный экран с клиньями Додена и разбивкой изображения в центре кадра по горизонтальной оси

ЕС-C III Обычный c лазерным матированием. Стандартный экран для Canon EOS-1Ds. Нанесена разметка области работы автофокуса и области точечного экспозамера.

EС-C IV Светлый лазерный матовый. Стандартный экран для EOS-1D Mark III/IV и 1Ds Mark III. Нанесенная разметка повторяет предыдущий вариант (область автофокуса и точечного замера), но сам экран светлее и менее зернист.

ЕС-D матированный с нанесенной сеткой. Для Canon EOS 1D/MkII/MkIIN/MkIII и EOS 1Ds/MkII/MkIII. Сетка помогает компоновать кадр, не заваливать горизонт и оценивать пропорции для снимков 4*5

EC-H матированный с вертикальной и горизонтальной шкалой. Шкала размечена в мм и предназначена для макро и микрофотографии, определения увеличения и выстраивания композиции. Выпускается для: EOS 1D Mark IIN, EOS 1N, EOS 1N RS, EOS 1V, EOS 3, EOS-1D, EOS-1D MARK II, EOS-1D Mark III, EOS-1D Mark IV, EOS-1D X, EOS-1Ds, EOS-1Ds MARK II, EOS-1Ds Mark III

ЕC-I Экран с лазерным матированием, центральной частью без матирования двойным перекрестием по центру для контроля точности фокусировки. Для микрофотографии и астрофотографии. Для всех объективов. Выпускается для EOS 1, 1N, 1N-RS, 1V, 1V-HS, EOS 3, D2000 и фотоаппаратов EOS 1D.

ЕC-L с клиньями Додена и разбивкой изображения по горизонтальной и вертикальной осям. Выпускается для: EOS 1D Mark IIN, EOS 1N, EOS 1N RS, EOS 1V, EOS 3, EOS-1D, EOS-1D MARK II, EOS-1D Mark III, EOS-1D Mark IV, EOS-1D X, EOS-1Ds, EOS-1Ds MARK II, EOS-1Ds Mark III

ЕС-N Новый матированный. На полступени светлее стандартного матированного. Стандартный экран для EOS 3. На экран нанесена эллиптическая область, указывающая покрытие 45 точек автофокусировки и центральный круг, обозначающий область точечного экспозамера. Для объективов f/5.6 и светлее. Выпускается для "единичек" (и пленочных, и цифровых), Canon EOS 3 и D2000.

ЕC-R матированный, стандартный для EOS 1N RS. Компенсирует снижение яркости из-за низкой отражательной способности полупрозрачного зеркала. Не препятствует точечному экспозамеру по центру кадра. В остальном схож с EC-C II. Доступен для EOS 1, 1N, 1N-RS, 1V, 1V-HS, EOS 3, D2000 и линейки EOS 1D.

ЕC-S Сверхточный матированный фокусировочный экран. Оптимизирован для светосильных объективов f/1.8 - f/2.8. Доступен для EOS 1D Mark II N, EOS-1D Mark III, EOS-1D Mark IV,

EOS-1Ds Mark II и Mark III

Экраны Black Mask
Экраны Black Mask

Экраны с разметкой формата

Продаются в виде набора из двух экранов. Предназначены для фотографов, печатающих снимки в стандартных размерах. На один из двух идущих в комплекте экранов нанесены границы квадратного (6*6 см) формата, на второй - границы изображения для форматов 4*5 и 8*10.

Доступны две версии наборов:

  • The Black Mask (Черная маска) - набор, где области вне форматов закрашены черным
  • The Crop Lines (c линиями кропа) – с границами форматов, обозначенными тонкой линией.

Делаются наборы на основе стандартного светлого матированного (Bright Laser Matte) экрана и кроме нанесенного обозначения форматов полностью ему идентичны.

При использовании экранов Черной маски есть рекомендации по экспозамеру: для достижения возможно аккуратных и стабильных результатов рекомендуется использовать частичный или точечный экспозамер, при работе со вспышкой - фиксацию экспозиции при съемке со вспышкой (FEL).

Выпускаются для:

  • EC-1Ds crop lines/black mask - для всех версий EOS 1Ds и пленочных EOS-1.
  • EC-1D crop lines/black mask - для всех версий EOS-1D.
  • EE crop lines/black mask - для Canon EOS 5D

Фокусировочные экраны серии EE и EG (первая для Canon EOS 5D, вторая - для Canon EOS 5D mark II).

  • EE-A (5D) / EG-A (5D Mark II): Точный матированный Precision Matte
  • EE-D (5D) / EG-D (5D Mark II): Точный матированный с сеткой Precision Matte Grid Lines
  • EE-S (5D) / EG-S (5D Mark II): Сверхточный матированный Super-Precision Matte (для объективов f/2.8 и светосильнее)

 

Фокусировочные экраны серии EF (для цифровых зеркальных фотоаппаратов Canon EOS 40D, 50D, 60D)

  • EF-A Стандартный матированный (Standard Laser Matte)
  • EF-D Точный матированный с нанесенной сеткой (Precision Matte with grid lines). Точки автофокуса остаются видимыми.
  • EF-S Сверхточный матированный (Super Precision Matte). Для объективов f/2.8 и светосильнее

Экспозамер и совместимость

Точечный замер по центру будет ошибаться при использовании фокусировочных экранов с областью контроля по центру экрана: с клиньями Додена, микрорастром и двойным перекрестием. Точечным замером можно пользоваться, если привязать его не к центральной точке автофокуса. Из-за возможных огрех в экспонометрии с такими экранами не рекомендуется использовать оценочный замер. Canon советует центрально-взвешенный усредненный.

 

Уход за фокусировочными экранами и обращение с ними

Фокусировочные экраны чрезвычайно деликатны и требуют осторожного и аккуратного обращения. Всегда используйте специальный пинцет, идущий в комплекте с экраном. Никогда не прикасайтесь к экрану и не держите его в руке. Не допускайте контакта экрана с грязной или абразивной поверхностью. Царапину на экране удалить невозможно, а грязь - очень и очень трудно.

Не пытайтесь удалить пыль с экрана с помощью кисти или баллоном со сжатым воздухом. Используйте специальную грушу, ни в коем случае не прикасаясь ей к поверхности фокусировочного экрана. Мелкие пылинки на экране на изображении не появятся и не повлияют на удобство пользования экраном.

Чистку экрана стоит ограничить сдуванием пыли специальной грушей. В особо запущенных случаях отчаянно отважные фотографы моют фокусировочные экраны - в сети легко находятся десятки рассказов, методик и способов. Рекомендации очевидны: не касаться, не класть, не тереть, не использовать никаких растворителей.

На одном из Пентаксовских форумов я нашел пост от Рейчел Катц (Rachel Katz) из KatzEye Optics:

"Для пущей безопасности при мытье наденьте перчатки из латекса. Возьмите мягкую художественную кисть - подойдет колонок. Намочите экран подогретой водой и капните на него капельку жидкости для мытья посуды. Намочите кисть и тщательно проработайте экран средством. На матовой (растровой) стороне направление движения кисти не принципиально. С другой стороны, где на линзе Fresnel находятся концентрические канавки, чистка требует круговых движений кистью от центра экрана. После обработки средством, тщательно промойте экран теплой водой, используя кисть для удаления остатков средства. Затем еще одно тщательное полоскание, теперь уже в холодной воде и без работы кистью. Завершающий этап - сдуть остатки воды с экрана грушей до того, как вода начнет высыхать, оставляя следы и разводы".

Подчеркну: я никогда не мыл фокусировочные экраны, это лишь цитата из сети, все операции вы выполняете на свой страх и риск.

 

Замена фокусировочного экрана

  1. Поместите фотоаппарат на ровную поверхность креплением объектива вверх. Это поможет избежать случайного выпадения экрана из камеры.
  2. Пинцетом осторожно потяните на себя замок, который удерживает экран на месте. Фиксирующая экран рамка освободиться и откроется вниз, к зеркалу. Запомните, слева или справа находится монтажный выступ на экране. Экраны должны устанавливаться с монтажным выступом в том же положении.
  3. Возьмитесь пинцетом за монтажный выступ и аккуратно выньте экран из фотоаппарата. Положите экран на свободное место в коробке нового экрана, чтобы не повредить его.
  4. Возьмите новый экран пинцетом за монтажный выступ и аккуратно вставьте его рамку в фотоаппарате в том же положении, что и старый экран. Убедитесь, что экран правильно встал на место.
  5. Пинцетом поднимите фиксирующую рамку и прижмите ее до щелчка. Остерегайтесь того, чтобы пинцет не соскочил и не поцарапал экран или зеркало.
  6. Снятый экран поместите в коробку в положение для хранения.
  7. Укажите фотоаппарату в меню настроек на новый тип установленного экрана.

Оригинальные экраны, как правило, легко заменяются и не требуют дополнительных телодвижений. Экраны сторонних производителей могут потребовать дополнительной юстировки, которая производится добавлением специальных прокладок.

Сменные фокусировочные экраны сторонних производителей

Многие увлеченные фотолюбители предпочитают качественные фокусировочные экраны ведущих сторонних производителей оригинальным экранам от Canon. Основных причин тому две:

  • присутствие в линейке экранов, которых нет в предлагаемом Canon ассортименте
  • Canon выпускает сменные экраны не для всех моделей своих зеркальных фотоаппаратов

Популярностью пользуются экраны от KatzEyeOptics (www.katzeyeoptics.com), но они выпускают модели только для фотоаппаратов APS-C, за одном исключением - для Nikon D700

Haoda перепиливают экраны от Canon 1Ds для использования в "пятаках"

Brightscreen (www.brightscreenstore.com) отличаются высоким качеством, но и соответствующей ценой

Beattie Intenscreen (www.intenscreen.com) предлагают светлые фокусировочные экраны (на 1 - 1.5 ступени светлее стандартных)

 

Предсказуемо много предложений от китайских производителей. Неплохие отзывы слышал о www.focusingscreen.com.

Заключение

Есть некоторое количество "неявных улучшений", выглядящих со стороны неразумно и неэкономично. Скепсис можно развеять лишь личным опытом. Так было у меня с тилт-шифт объективами, до знакомства с которыми я считал их цену неоправданно завышенной, а функциональность - сомнительной.

Фокусировочные экраны относятся к тому же классу "неявностей". Людям, познакомившимся с фотографией в старые, еще пленочные и малоавтофокусные времена, рассказывать ничего не нужно - они знают; остальным доказать что-либо сложно: оценить всю прелесть и удобство использования высококачественного фокусировочного экрана можно только лично, что в эпоху повального автофокуса, к сожалению, нелегко.

 

Прогресс не стоит на месте и актуальность фокусировочных экранов снижается. Первым «звоночком» стало появление систем автоматической фокусировки в начале 80х годов прошлого века; стремительное развитие и совершенствование автофокуса превратили этот звоночек в полновесно гудящий колокол.

Недавно снова «зазвонили»: в зеркальных фотоаппаратах появилась система Live View, позволяющая исключить видоискатель из процесса, облегчающая ручную фокусировку и позволяющая добиться необходимой точности.

Тем не менее, есть ситуации, когда автофокус пасует или его использование затруднено. Да и неавтофокусная оптика не потеряла популярности. Выпускаются новые высококачественные неавтофокусные объективы. Популярные "одуванчики" - чипы подтверждения фокусировки - проигрывают качественным экранам по точности и стабильности результатов. В конце концов, качественный экран - хороший тюнинг фотоаппарата для тех, кто хочет "всего и сразу" - лишним он не будет определенно.

Так что списывать сменные фокусировочные экраны в утиль еще не время.

 

Наиболее востребованы сменные фокусировочные экраны:

  • Для работы с неавтфокусной оптикой (столь популярные «одуванчики» не дают и доли удобства и точности качественного фокусировочного экрана)
  • Для макрофотографии и микрофотографии
  • Для копирования
  • Для работы с объективами светлее f/2.8
  • для того, чтобы почувствовать себя "упакованным" - чтобы был.

Я бы посоветовал начать с малого: заменить стандартный фокусировочный экран на экран с сеткой.

июль 2012 года

Оставить комментарий

Комментарии: 0

Новое на сайте Vlador.com

 

Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6

24 ноября 2016


Sigma 50-100 /1.8 DC HSM Art

19 ноября 2016



Manfrotto MT055CXPRO4

29 октября 2016


SunwayFoto XB-44

29 сентября 2016


Миф о пар-фокальности

7 сентября 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100