Упражнения для фотолюбителя или фотофитнес

Одним из первых материалов на vlador был перевод статьи Пола Фауста (Paul W. Faust) «Что фотографировать?», в которой автор рекомендует составлять списки возможных к фотографированию предметов и тем: список исподволь помогает видеть больше, чем привычным беглым взглядом, провоцирует искать предметы, поименованные в домашней заготовке.

 

«Фотофитнес» или «упражнения для фотолюбителя» в целом подталкивает в том же направлении - не смотреть, а видеть. Однако, основан он не на расширении, а напротив – на редуцировании и сознательных ограничениях, которые, по расхожему мнению, толкают к изобретательности.

 

Упражнение 1: Лотерея или ограничения в тематике

Вариация на тему списков, но «от противного»: если в «Что фотографировать?» придумывалось, на что еще можно навести фотоаппарат, тут – ограничиться рамками того, на что разрешается его навести.

Нарезаете лист бумаги на кусочки, на каждом пишете слово, сворачиваете и ссыпаете в вазу. Перед выходом на фотопрогулку достаете одну бумажку, читаете написанное и идете снимать.

Задача: принести с прогулки изображения слова, прочитанного на вытащенной бумажке. Подбирая слова, не ограничивайте фантазию, но избегайте полностью абстрактного – упражнение «прикладное», к «я так вижу» относится опосредованно.

Примеры слов:

  • Синий
  • Круг
  • Отражение
  • Движение
  • Радость
  • Бег
  • Цифра «3»
  • ЗнакБуква "Т"
  • Тень

Думаю, идея понятна. Хотите еще примеров? Пожалуйста: «ночь», «улица», «фонарь», «окно», «аптека».

 

Упражнение 2: Диета по-фотографически

Разрабатываем «фотодиету» и составляем список условий, которые будут определять сделанные кадры. На выбор предлагается два типа диет: техническая и композиционная.

 

Примеры технических блюд:

  • Только один фикс-объектив
  • Только в черно-белом
  • Только в ручном режиме
  • Только с ручной фокусировкой
  • Только точечный экспозамер

Композиционное меню:

  • Фотографировать только сидя
  • Только вещи, расположенные выше вас
  • Только вещи ниже вас
  • Без людей в кадре
  • Без строений в кадре
  • Только с полностью заполненным кадром

 

Упражнение 3: Два десятка

Выберите место, остановитесь. Не двигаясь с места, сделайте 20 осмысленных кадров. С места не сходить, вертеться позволяется.

Если «осмысленных» получается не больше десятка, подсказка: выберите место, где можно позволить себе не спешить и ждать изменений в обстановке.

 

Повышение сложности: не выбирать локацию, а останавливаться, сделав заранее задуманное количество шагов или в процессе отказаться от зуммирования.

 

Упражнение 4: Десять к одному

Сделайте 10 отличающихся друг от друга осмысленных снимков одного объекта. Постарайтесь показать его в окружении.

 

Чем меньше размеры объекта, тем сложнее задача.

 

Упражнение 5: Десять кусочков

Вариация предыдущего упражнения, направленная не на раскрытие предмета в окружении, а на сам предмет: сделайте 10 снимков частей привычного объекта.

 

В зависимости от размера объекта, может понадобиться макро или телеобъектив.

 

Упражнение 6: Пятый угол или пьеса имеет право на такое прочтение

Сделайте 4 снимка, последовательно разместив объект в 4 углах кадра. Если есть возможность перейти на другую сторону - повторите упражнение или изначально выберите объект, позволяющий сделать 16 кадров – по четыре с каждой стороны.

Посмотрите, насколько разным может быть объект в зависимости от окружения и композиционного решения.

 

Упражнение 7: Одна кассета

Поиграйте в пленочную фотографию и ограничьте сессию одной кассетой – снимите не больше 24 или 36 кадров.

 

Подсказка: чтобы не тянуло сжульничать, найдите карту памяти на 256, 512 Мб или 1 Гб и снимайте только в RAW – 20 – 30 Мб одного кадра сделают из карты памяти аналог кассеты.

 

RAW-формате на самом деле полон неявных полезностей. О некоторых - в материале «Сырость или неявная польза RAW»

 

Упражнение 8 «Вслепую»

Может служить отдельным упражнением или усложнением предыдущего. Не пользуйтесь во время съемки встроенным дисплеем фотоаппарата для оценки результата.

 

Упражнение 9: Главный герой

Носите с собой небольшой предмет и включайте его в кадр, независимо от того, что и где вы снимаете. Всегда берите этот «фототалисман» с собой и придумывайте, как его «вписать» в кадр.

 

Упражнение 10: Автопортрет на фоне

Оцените будущий кадр и подумайте, где в нем есть место для главного героя, настройте фотоаппарат, включите задержку спуска и быстро-быстро займите выбранное место. Задача: быть в кадре не досадливой помехой, а важной частью композиции.

Для выполнения потребуется штатив, часто рекомендуется присутствие спутника, который будет охранять фотоаппарат, пока вы бегаете и композиционируетесь.

 

Упражнение 11: Смена парадигмы

Поработайте в непривычном для вас жанре. Вы увлечены студийными портретами? На денек – два попробуйте переквалифицироваться в стрит-фотографа. Снимаете архитектуру? Посетите спортивное соревнование. Пейзажист? Вас ждут портреты.

 

Упражнение 12: Семь составных частей

Постарайтесь передать на фотографиях семь составных частей/элементов одной сцены:

  • Свет
  • Тень
  • Линию
  • Форму
  • Текстуру
  • Цвет
  • Размер

 

Упражнение 13: Шаги

На фотопрогулке останавливайтесь через заранее задуманное количество шагов и делайте один единственный кадр.

 

Упражнение 14: Два пути

Оставьте фотоаппарат спутникам или не доставайте его из кофра. Пройдите маршрут, ища сюжеты и удачные кадры. Возвращайтесь, не прекращая поисков. Повторите маршрут уже с фотоаппаратом, делая задуманные / увиденные кадры.

 

Главное упражнение: создавайте свои собственные

Комбинируйте упражнения, чередуйте, придумывайте свои. Смотреть и видеть – совершенно разные вещи – пленочная фотография заставляла видеть, цифровая – подталкивает просто смотреть. Искусственные ограничения заставляют выйти из своеобразной «цифровой зоны комфорта».

 

Непременное условие: не заставлять себя, а получать удовольствие от процесса. Фотофитнес совсем не должен быть схож с домашней работой у школьника, с тоской смотрящего на друзей, гоняющих в футбол, и с ненавистью – в учебник.

 

 

 

Февраль 2016 года

Оставить комментарий

Комментарии: 5
  • #1

    Иван (Пятница, 19 Февраль 2016)

    Однако, надо испробовать.
    Как бы, держа в голове выбранные условия не пропустить реального кадра.

  • #2

    Vlador (Пятница, 19 Февраль 2016 10:29)

    Такая возможность существует независимо от упражнений. Джо МакНелли как-то сказал: I can’t tell you how many pictures I’ve missed just ‘cause I’ve been so hell bent on getting the shot I think I want. (Страшно подумать, сколько снимков я упустил просто из-за того, что был одержим снимком, который казался мне достойным.)

  • #3

    Иван (Четверг, 25 Февраль 2016 06:07)

    Посмотрел его снимки (Джо МакНелли), признаться, не впечатлился. Ну, те что на морде его сайта.
    Всё-таки предпочту быть одержимым.

  • #4

    Владимир (Четверг, 26 Май 2016 21:04)

    чем бы дитя не тешилось лишь бы не руками

  • #5

    Vlador (Среда, 22 Июнь 2016 14:56)

    Оригинальное прочтение и неожиданный вывод.

Новое на сайте Vlador.com

 

Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6

24 ноября 2016


Sigma 50-100 /1.8 DC HSM Art

19 ноября 2016



Manfrotto MT055CXPRO4

29 октября 2016


SunwayFoto XB-44

29 сентября 2016


Миф о пар-фокальности

7 сентября 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100