Canon EF 135/2 L USM

 

Обзор и результаты тестов объектива Canon EF 135 mm f/2.0 L USM

 

 

Canon EF 135/2L USM
Canon EF 135/2L USM

В обсуждениях оптики Canon на форумах часто упоминают «святую троицу» - три объектива, считающиеся (по крайней мере, на момент написания обзора) лучшим предложением светосильных фиксов от Canon: Canon EF 35/1.4L USM, Canon EF 85/1.2L USM II и Canon 135/2.0L USM.

Первый из списка (Canon EF 35/1.4L) в моей коллекции присутствует и однозначно радует, второй отпугивает совершенной негуманностью цены (фокусное 85 мм "закрыто" недорогим качественным Canon EF 85/1.8 USM). В сторону же Canon EF 135/2.0L USM я посматривал долго и пристально. Останавливало одно: неочевидная навскидку (и малоубедительная по тестам) разница в качестве в сравнении с Canon EF 70-200/2.8L USM.

 

На первый взгляд, линейка кеноновских «Элек» дублируется обычными относительно недорогими объективами: вместо Canon EF 35/1,4L USM можно взять Canon EF 35/2,0, вместо EF 85/1,2L USM – Canon EF 85/1,8 USM, «заменой» Canon EF 135/2,0L USM выступает Canon EF 135/2,8 Soft Focus.

Согласен, что EF 35/2 и EF 85/1.8 USM (естественно, с оговорками) можно считать недорогой альтернативой; а вот с EF 135/2.8 SF (с моей точки зрения) сложнее: уж больно объектив невнятный. Мало того, что годков ему уже 24 (выпущен в октябре 1987 года и относится к самым «древним» объективам системы EF - сама система EOS вышла на рынок в марте того же 1987 года). В оптике время движется чуть медленнее, чем – скажем – в автомобилестроении; Canon EF 135 SF до сих пор производится и продается, а ожидать, что автомобиль 1986-1987 года разработки будет до сих пор стоять на конвейере и покупаться наивно (сразу оговариваюсь, Фиат 124 1966 года выпуска, ставший ВАЗом 2101 в 1970 и до сих пор выпускающийся в виде модификаций из рассмотрения удален за нарушение правил честной игры). Так или иначе, не нравится мне Canon EF 135 SF и по возрасту и по характеристикам, да и с функциональностью не все так однозначно – в эпоху цифровой фотографии «мягкость» в 99% случаев расценивается как злейший враг фотографа, а в 1% оставшихся случаев легко и непринужденно достигается в графических редакторах при постобработке.

Canon EF 135/2L USM
135L, 85 не-L и 35L

Можно было бы назвать Canon EF 100/2.0 USM – портретный объектив со схожей светосилой и присутствием USM мотора в приводе автофокуса, но 100 мм и 135 мм фокусного – две большие разницы. Получается, что достойной бюджетной альтернативы Canon EF 135/2 L USM как бы и не существует. Наверное, поэтому чаще всего его сравнивают с линейкой светосильных Canon EF 70-200/2.8.

 

Считается, что действенным способом выхода из зимней фотографической депрессии (да и с весенним авитаминозом, говорят, помогает бороться) является покупка нового объектива. Причем объектива выдающегося по своим характеристикам, способного надолго внушить оптимизм и развеять мрачность и однообразие. Зима утомила, деваться было некуда, купил Canon EF 135/2.0 L USM.

Canon EF 135/2 L USM
Конструктивная схема (с сайта Canon)

Технические характеристики

  • Фокусное расстояние – 135 мм
  • Оптическая конструкция 10 элементов в 8 группах
  • Специальные элементы - два UD (низкодисперсионных)
  • Угол поля зрения (горизонталь *вертикаль *диагональ) – 15 *10 *18 градусов
  • Максимальное значение диафрагмы – 2.0
  • Минимальное значение диафрагмы - 32
  • Количество лепестков диафрагмы - 8
  • Минимальная дистанция фокусировки 0,9 м
  • Максимальное увеличение – 0,19х
  • Диаметр резьбы под светофильтр – 72 мм
  • Размеры (длина*диаметр) 83*112 мм
  • Вес грамм 750
  • Бленда Canon ET-78 II в комплекте

 

Canon EF 135/2 L USM можно отнести к верхнему сегменту линейки «портретных» объективов. На фотоаппаратах с кроп-фактром эквивалентное фокусное расстояние составит 216 мм – многовато для портретов, но при наличии свободного места и страстной тяги к размытому фону (ака «боке») тоже подойдет.

Совет умнобережливым (спешу поделиться): если у вас полноформатный фотоаппарат, а по ночам снится Canon EF 200/2.0 L IS USM, стоимостью под 6 000 долларов за границей и поболее того в России, можно приобрести комплект из Canon EF 135/2 L USM и фотоаппарата с кроп-фактором и получить занедорого эквивалентное фокусное расстояние в 216 мм и ту же светосилу f/2.0, но с исправленным на открытой виньетированием. Даже с дорогим Canon EOS 7D комплект обойдется минимум в 2 раза дешевле (а еще и второй фотоаппарат появится – сплошной прибыток). 

Canon 135/2 L USM
Много стекла

Canon EF 135/2 L USM не обладает пыле-влагозащитой, что есть несомненный минус. Стабилизатор также отсутствует. Появление «стабилизированного» макро-объектива в «L-серии» Canon подсказывает, что вполне вероятен выход в ближайшее время 135-ки со стабилизатором и разнообразной пыле-влагозащитой. Пора бы обновить модельный ряд, ведь Canon EF 135/2.0 L USM далеко не молод – он выпущен на рынок в апреле 1996 года – 15 лет назад. Вот только сколько будет стоить новая версия?

 

EF 135/2 L USM - объектив с внутренней фокусировкой, размеры при фокусировке не меняются, а передний элемент не вращается, что позволяет без проблем использовать самые разнообразные фильтры.

Размеры 83*112 мм довольно невелики, но светосила (и количество стекла) обуславливают «весомость» объектива – 750 грамм. Стекла на самом деле много, объектив выглядит «воздушным» - тут ему даже 85/1,8 USM проигрывает.

 

Минимальное расстояние фокусировки 0,9 м обеспечивает увеличения в 0,19x. Понятно, что совсем не макро, но не забываем о светосиле и возможности использовать макро-кольца: 12 мм кольцо даст максимальное увеличение в 0,29х, а 25 мм - 0,41х, что уже совсем неплохо.

Комплект поставки

  • Стандартный для объективов «L-серии» от Canon, включая бленду и бесполезный чехол-мешочек:
  • Объектив с передней и задней крышками
  • Коробка
  • Бленда ET-78 II
  • Мягкий чехол LP1219
  • Руководство по эксплуатации

Издевательство над здравым смыслом и удобством пользования в виде мягкого чехла LP1219 уже практически не доставило никаких отрицательных эмоций – сразу был приобретен LowePro Lenscase 1, удобный и отлично защищающий объектив.

Canon EF 135/2 L USM
Рядом с EF 24-105/4L IS USM

Качество сборки и эргономика

Настоящая «Элька»: качество сборки и материалов на высоте. Допуски практически отсутствуют, никакой разболтанности. Широкое удобное обрезиненное кольцо ручной фокусировки отлично демпфировано и вращается мягко и плавно. Ход кольца невелик – около 120 градусов.

Объектив не перегружен деталями и приспособлениями: кольцо фокусировки, переключатель ручного/автоматического фокуса и рядом с ним ограничитель расстояния фокусировки, окошко фокусных расстояний с ГРИП – и все.

Canon EF 135/2L USM очень удобен: по размерам очень схож с Canon EF 24-105/4 L IS USM, который у меня работает в качестве основного объектива и к которому я привык, хотя чуть потяжелее (750 против 670 грамм) и несколько больше по размерам с надетой блендой.

Резкость

Центр изображения совершенно приемлем уже с полностью открытой диафрагмы. Края на f/2.0 лишь незначительно хуже – я бы сказал, что больше раздражает виньетирование, а не падение резкости. Объектив резок от края и до края без виньетирования уже с f/2.8, дальнейшее прикрытие диафрагмы больше ощущается по увеличению ГРИП.

Не смог удержаться и не сравнить EF 135/2 с Canon EF 70-200/2.8 L USM. Вкратце – начиная с f/4.0 объективы практически неотличимы по резкости – все отлично от края и до края. На полностью открытых диафрагмах (фикс на f2.0, зум на f/2.8) Canon EF 135/2L USM незначительно резче, на f/2.8 картинка однозначно предпочтительнее с фикса, что неудивительно – он уже прикрыт на целую ступень.

Canon EF 135/2 L USM
Виньетирование. F/2 и F/2.8

Хроматические аберрации

Боковые ХА присутствуют, но очень незначительно. В тоже время, Canon EF 135/2L USM не апохромат и ему присущ часто встречающийся у светосильных объективов сферохроматизм: на открытых диафрагмах объекты не в фокусе могут быть обрамлены зеленым позади плоскости фокуса и фиолетовым перед ней. Эффект присутствует вплоть до диафрагмы f/4.0

 

Виньетирование

Явно присутствует на полностью открытой диафрагме. На f/2.8 раздражать перестает, к f/4.0 пропадает. Приведен пример на f/2.0 и f/2.8.

Canon EF 135/2 L USM
Незначительная "подушка"

Геометрические искажения

Практически отсутствуют – легкая «подушка», которую еще нужно отыскать. (distort)

 

Автофокус

Быстр и точен даже в условиях низкой освещенности. В приводе автофокуса используется USM-моторчик, поэтому фокусировка не только быстрая, но и практически бесшумная. Ограничителем расстояний практически не пользуюсь – разницы в скорости фокусировки не заметил.

Canon EF 135/2L USM способствует использованию ручного фокуса – высокая светосила объектива делает светлым и изображение в видоискателе.

 

Объектив совместим с телеконвертерами без потери автофокусировки: с конвертером 1,4х он превращается в 189/2.8, с двухкратным конвертером - в 270/4.

 

Работа в контровом свете

При использовании бленды никаких нареканий не вызывает.

Canon EF 135/2 L USM
Боке (угол кадра, f/8)

Размытие фона («боке»)

Основная характеристика для портретного объектива. Даже резкость отступает на второй план. Canon EF 135/2L USM дает отличное равномерное, гладкое и приятное размытие. 8-лепестковая диафрагма на открытых значениях дает ровные кружки. Даже на f/8 и по краям кадра размытие не вызывает особых нареканий.

 

Заключение

Canon EF 135/2L USM – один из наиболее недорогих «Эль-объективов» от Canon (дешевле только Canon 70-200/4L, 200/2.8L, 17-40/4L и 100/2.8L IS macro). И недорог он не из-за компромиссных оптических характеристик, а – скорее – из-за определенной «неуниверсальности» фикса. Изумительно резкий по всему полю, c отменной светосилой, некриминальным виньетированием, практически отсутствием хроматических аберраций и геометрических искажений, Canon EF 135/2L USM отличается еще и привычной для лучших L-объективов Canon трудноопределимой вербально, но определенно присутствующей в жизни характеристикой – «рисунком» (в отличие, скажем, от скучных Canon EF 17-40/4L USM и EF 24-105/4L IS USM).

 

С рекомендациями сложнее. Если 135 мм – привычное и используемое фокусное, то однозначно рекомендую. Если требуется большая универсальность, а вес одного объектива под 1,5 кг не пугает, то Canon EF 70-200/2.8 L USM (cо стабилизатором или без) будет предпочтительнее. Мне Canon EF 135/2L USM понравился чрезвычайно (да и c депрессией помог рассчитаться).

 

 

 

 

 

 

Дополнение от 2013 года

 

Результаты тестирования Imatest

 

Canon EF 135/2.0 L USM
Светлый объектив

Людям нравятся рейтинги, сравнения и списки. Если составить список оборудования и аксессуаров, о продаже которых я горько сожалею, то на первом месте совершенно точно будет стоять Canon EF 135/2.0 L USM. Два года минуло, а раскаяние накатывает с завидной регулярностью. Решил «потестировать по-больному»: взял у Владимира (www.foto-canon.com) экземпляр, чтобы прогнать через Imatest и дополнить обзор модели цифрами.

 

Почему раскаяние и сожаление не заставляют купить еще один? Казалось бы, если так «мучительно больно», то что мешает? Рассудочность причиной: не самое востребованное для меня фокусное расстояние, некоей альтернативой выступает Canon EF 70-200/2.8L USM, а изумительный объектив, чаще пролеживающий на полке, воспринимается издевательством (именно нечастое использование привело в свое время к продаже).

Дисторсия
Дисторсия

Геометрические искажения

Canon EF 135/2.0 L USM очень неплохо справляется с геометрическими искажениями: подушкообразная дисторсия в 0,8% не превышает комфортного уровня в 1%.

 

Разрешение и резкость

Canon EF 135/2.0 L USM не вызывает никаких нареканий на резкость и разрешение и вряд ли разочарует владельца: объектив резок «от края и до края» на всем рабочем диапазоне диафрагм – от f/2.0 до f/16 (даже на f/22 разрешение приемлемо и находится в диапазоне «хорошо/очень хорошо).

 

 

f/2,0

f/2,8

f/4,0

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

88%

92%

96%

100%

98%

89%

Край

82%

85%

89%

94%

92%

87%

Угол

77%

82%

85%

91%

88%

86%

 

 

87%

101%

отлично

73%

86%

очень хорошо

60%

72%

хорошо

 

59%

приемлемо

 

 

 

 

 

 

 

О методе представления данных – в материале «Точка отсчета».

Виньетирование на f/2.0
Виньетирование на f/2.0

Виньетирование

Canon EF 135/2.0 L USM показывает отличные для светосильного объектива результаты: даже на полностью открытой диафрагме затемнение по углам кадра не превышает 2 ступеней – 1.8 ступени. Уже на f/2.8 виньетирование не доставляет никаких неудобств: 0,65 ступени в углах кадра. На f/4.0 углы отличаются на 0,35 ступени, в диапазоне f/5.6 – f/11 – около 0,3 ступени. Завидный результат!

 

Хроматические аберрации

Canon EF 135/2.0 L USM показал один из лучших результатов в контроле над хроматическими аберрациями: они практически отсутствуют независимо от выбранного значения диафрагмы:

Хроматические аберрации на f/2.0
Хроматические аберрации на f/2.0
  • На f/2.0 ширина ХА составляет 0,07 пикселя
  • На f/2.8 ширина ХА составляет 0,073 пикселя
  • На f/4.0 ширина ХА составляет 0,093 пикселя
  • На f/5.6 ширина ХА составляет 0,22 пикселя
  • На f/8.0 ширина ХА составляет 0,37 пикселя

 

Есть определенные проблемы с окраской зон вне фокуса на открытых значениях диафрагмы: фиолетовый перед плоскостью фокуса и зеленый за ней явно выражены, на f/2.0 – f/2.8 агрессивны, а снизить эффект до приемлемого уровня возможно только на F/5,6.

 

Заключение

Я подтвердил обоснованность своего раскаяния – не стоило продавать Canon EF 135/2.0 L USM: модель, выпущенная 17 лет назад, в апреле 1996 года, по моему мнению, определенно входит в десятку, а с учетом относительно невысокой цены – и в пятерку лучших объективов Canon.

Бескомпромиссное качество формируемой картинки, основательность L-объектива, отменные результаты на всех значениях диафрагмы, невысокая цена, дружелюбные вес и габариты – это все о нем. Придраться можно к навязчивой окраске зон вне фокуса на открытых диафрагмах, отсутствию пыле/влаго защиты и оптического стабилизатора.

 

Буду дальше наблюдать за борьбой рассудочности и эмоциональности: подозреваю, последняя победит. Для любителей фокусных 100 мм и больше – очень настоятельно советую.

 

 

 

Май 2013 года

Новое на сайте Vlador.com

 

Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6

24 ноября 2016


Sigma 50-100 /1.8 DC HSM Art

19 ноября 2016



Manfrotto MT055CXPRO4

29 октября 2016


SunwayFoto XB-44

29 сентября 2016


Миф о пар-фокальности

7 сентября 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100