Canon EF 24-70/4 L IS USM

 

Тест и обзор объектива Canon EF 24-70/4 USM L IS

Canon EF 24-70/4 USM L IS
Canon EF 24-70/4 USM L IS

Выбор качественного «объектива на все случаи жизни» сродни пресловутому обыску темной комнаты в поисках отсутствующей черной кошки; к вящему сожалению, таких объективов не существует, а сам процесс сводится к поискам наименее компромиссного варианта с последовательным перебором основных требований (будь то вес, размеры, светосила, диапазон фокусных, стабилизатор, цена, далее по списку).

 

Некий стереотип «штатного объектива» существует: зум с диапазоном фокусных расстояний от 24/28 мм до 70/120 мм в различных вариациях. Такие объективы присутствуют в линейке всех основных производителей; Canon до начала прошлого года предлагал на выбор 3 модели, логично разнесенным по разным ценовым категориям:

В начале 2012 года Canon сменил лидера, анонсировав вторую версию объектива Canon EF 24-70/2.8 L USM II. Объектив удался и заслужил множество хвалебных отзывов о качестве формируемого изображения – этакий «по умолчанию самый лучший», вот только цена в 2300 долларов сделала его недоступным большинству фотографов. Стремление к максимизации прибыли вещь похвальная, но конкуренцию никто не отменял: опустевшую ценовую категорию от 1500 до 2000 долларов тут же попытался занять Тамрон с очень неплохим Tamron 24-70/2.8 Di VC USD.

Canon 24-70/4 L IS
Рядом с EF 24-105/4 L IS

Не думаю, что Canon был готов к быстрому появлению конкурента, забирающего потенциальных покупателей и у EF 24-105/4 и у EF 24-70/2.8 II. Появилась интрига, вроде и ответить нужно, а навскидку нечем: сделай что-нибудь сопоставимое с 24-70/2.8 II по качеству, но дешевле – лидера покупать не станут, а выпусти новинку сравнимую с неплохим EF 24-105/4 L IS, но дороже – останется она на полках магазинов.

 

Так или иначе, в декабре 2012 года на рынок вышел герой сегодняшнего обзора – Canon EF 24-70/4 L IS USM, модель, как мне кажется, для компании вынужденная, нежеланная и не вписывающаяся в существующую логичную линейку объективов.

 

Технические характеристики:

  • Корпус: с пыле и влагозащитой
  • Диапазон фокусных расстояний: 24-70 мм
  • Угол поля зрения (диагональ): 84 – 34 градуса
  • Оптическая конструкция: 15 элементов в 12 группах, включая 2 асферических и 2 UD элемента
  • Диапазон диафрагм: f/4 – f/22
  • Количество лепестков диафрагмы: 9
  • Привод автофокуса: USM
  • Минимальная дистанция фокусировки: 38 см
  • Максимальное увеличение: 0,21 х
  • Минимальная дистанция фокусировки в режиме макро: 20 см
  • Максимальное увеличение: 0,7х
  • Диаметр светофильтра: 77 мм
  • Размеры: 93*83,5 мм
  • Вес: 600 грамм

 

Canon EF 24-70/4 L IS
Комплект

Комплект поставки

Комплект привычен и не отличается от комплекта других “L” объективов Canon. В коробке традиционного дизайна и немалого размера скрываются:

  • Объектив
  • Передняя крышка
  • Задняя крышка
  • Бленда Canon EW-83L
  • Матерчатый чехол Canon LP 1219
  • Руководство по эксплуатации
  • Гарантийный талон
Крышки: старая, новая, noname
Крышки: старая, новая, noname

Функциональность и качество комплектного «мешочка для хранения» Canon LP 1219 за последнее время не изменились и все так же насмешливы для покупки, ценой в полторы тысячи долларов. Но на возможные изменения к лучшему неявно намекают новая передняя крышка и непривычная конструкция бленды.

Передняя крышка заслуживает всяческих похвал: удобная, с центральным механизмом запирания и выраженным хватом. Прошло всего ничего, каких-то 26 лет существования системы EOS, в течение которых потребители жаловались на неудобные крышки объективов EF, и компания оперативно отреагировала на критику.

Canon EF 24-70/4 L IS
Бленда с защелкой

Бленда лепестковая, неглубокая, привычно надевается и снимается поворотом на 90 градусов, но отличается присутствием дополнительной защелки, запирающей бленду в надетом положении. Для снятия бленды защелку нужно нажать. Решение оправданное: бленда надевается и снимается легко и непринужденно, а присутствие замка позволяет не беспокоиться о том, что она слетит или изменит положение на объективе.

 

Качество материалов и изготовления, конструкция и эргономика

Canon EF 24-70/4 L
Органы управления

К использованным материалам и сборке никаких нареканий: объектив выглядит и ощущается качественным и крепким. Дизайн и внешность привычны и схожи с близкими родственниками: EF 24-105/4 L и EF 24-70/2.8 L. Байонет металлический, окошко расстояний присутствует.

Органы управления представлены кольцами изменения фокусных и ручной фокусировки и 3 переключателями: стабилизатора, режима автофокуса и включения режима макро/запирания объектива.

Первые два переключателя привычной формы и размеров, традиционно удобно расположены на левой стенке объектива, позволяют оперировать ими не отрывая глаз от видоискателя. Третий переключатель обладает двумя функциями:

  • он умеет запирать механизм зуммирования объектива в положении 24 мм, что призвано помочь бороться с возможным самостоятельным изменением фокусных под собственным весом (никакой склонности на тестируемом экземпляре не наблюдается, но время и эксплуатация способны наложить отпечаток)
  • нажатием переключателя в направлении бленды с одновременным поворотом кольца изменения фокусных объектив переводится в режим «макро» и возвращается обратно в режим обычной съемки

Кольцо изменения фокусных умеренно широкое (2 см, 12 мм из которых покрыты ребристой резиной), на ближнем к байонету срезе кольца белым цветом нанесены обозначения фокусных расстояний, желтым - обозначен диапазон «макро». Расположено удобно, вращать его можно двумя пальцами, не меняя положения левой руки.

Ход кольца не длинный: около 75 градусов в обычном режиме и дополнительные 20 градусов макро-диапазона. Кольцо сидит как влитое, никакой разболтанности, отлично демпфировано, ход плавный и равномерный на всем диапазоне, усилие комфортное.

Объектив меняет свои размеры при зуммировании, выдвигаясь вперед на фокусном 70 мм на 31 мм, еще 3 мм добавляет перевод в режим макро. Подвижная часть не шатается.

 

Кольцо ручной фокусировки расположено ближе к переднему срезу объектива, покрыто ребристой резиной. Общая ширина составляет 18 мм, ширина обрезиненной части – 12 мм. Ход кольца в 130 градусов достаточен для комфортной работы. Усилие равномерное. Объектив не меняет размеров при фокусировке, передний элемент не вращается. Использованию светофильтров ничего не мешает: широкая бленда также позволяет комфортно работать с поляризационным и градиентными фильтрами.

 

Canon EF 24-70/4L IS USM – самый компактный и легкий из «штатных Эль-зумов» от Canon

Модель Размеры Вес

EF 24-70/4 L IS USM

93*83.5 мм

600 грамм

EF 24-105/4 L IS USM

107*84 мм 670 грамм

EF 24-70/2.8 L USM

124*83 мм 950 грамм
EF 24-70/2.8 L USM II 113*89 мм 805 грамм
EF 28-70/2.8 L USM 83*118 мм 880 грамм
EF 28-80/2.8-4 L USM 84*119,5 мм 950 грамм
Canon EF 24-70/4 L IS
Задний элемент

На первый взгляд отличие незначительно, особенно в сравнении с EF 24-105/4, но даже 70 грамм ощущаются после полного дня проведенного с фотоаппаратом, а главное – расположение колец зуммирования и фокусировки позволяет комфортно работать, не меняя положения левой руки: большой и средний пальцы вращают кольцо зуммирования, указательный – кольцо ручной фокусировки. Даже на EF 24-105/4 мне приходится перехватывать фотоаппарат, для того, чтобы дотянуться до кольца ручной фокусировки. Развесовка комплекта комфортна.

Дисторсия на 24 мм
Дисторсия на 24 мм

Подведем итог. Качество материалов и изготовления заслуживают высочайших оценок. Практически безупречна и эргономика модели. Добавлю, что внешние поверхности переднего и заднего элементов обладают фторовым покрытием, облегчающим их чистку от загрязнений.

 

Геометрические искажения

Canon EF 24-70/4 L IS USM выгодно отличается от своих собратьев отличным контролем геометрических искажений: они присутствуют, но уровень дисторсии ниже. Характер геометрических искажений обычный, они легко правятся в редакторах при необходимости. Поведение объектива традиционно: выраженная бочкообразная дисторсия на широком угле переходит в подушкообразную по мере роста фокусных, в середине диапазона (в районе фокусного 45 мм) объектив свободен от дисторсии.

На фокусном 24 мм бочкообразная дисторсия составляет 1,9%.

Дистросия на 35 мм
Дистросия на 35 мм
Дисторсия на 50 мм
Дисторсия на 50 мм

На фокусном 35 мм бочкообразная дисторсия составляет 0,27%

На фокусном 50 мм «подушка» составляет 0.06%, что сопоставимо с погрешностью измерений.


Дисторсия на 70 мм
Дисторсия на 70 мм

На фокусном 70 мм подушкообразная дисторсия возрастает до 0,7%

Объектив уверенно борется с геометрическими искажениями, отличный результат на всех фокусных.

 

Разрешение и резкость

Canon EF 24-70/4 L IS не разочаровал, но и восхищения не вызвал: поведение и результаты сравнимы с показателями EF 24-105/4 L IS, который дешевле и превосходит героя обзора диапазоном фокусных. Поведение предсказуемо: отличный центр уже на полностью открытой, края и углы подтягиваются с прикрытием диафрагмы, разрешающая способность по краям фокусных расстояний превосходит разрешение в середине диапазона.

К чести EF 24-70/4 L IS стоит отметить, что падение к краям кадра на открытых диафрагмах чуть меньше, чем у EF 24-105/4, да и результаты в положении «теле» (в данном случае - на фокусном 70 мм) выглядят внушительнее, в минус – несколько невнятную работу на фокусном 50 мм.

 

На фокусном 24 мм

 

24 мм

f/4,0

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

91%

97%

100%

94%

Край

82%

85%

91%

88%

Угол

72%

77%

79%

81%

 

На фокусном 35 мм

 

35 мм

f/4,0

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

90%

95%

96%

92%

Край

79%

84%

85%

83%

Угол

70%

75%

80%

78%

 

На фокусном 50 мм

 

50 мм

f/4,0

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

87%

90%

94%

89%

Край

74%

78%

84%

81%

Угол

65%

67%

75%

75%

 

На фокусном 70 мм

 

70 мм

f/4,0

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

89%

91%

92%

88%

Край

77%

78%

80%

79%

Угол

72%

75%

77%

76%

 

 

89%

103%

отлично

75%

88%

очень хорошо

61%

74%

хорошо

 

60%

приемлемо

 

 

 

 

 

 

 

О методе представления данных – в материале «Точка отсчета».

Виньетирование f/4, 24 мм
Виньетирование f/4, 24 мм

Виньетирование

Виньетирование на полностью открытой диафрагме присутствует на всех фокусных, хвастаться объективу особенно нечем, но стоит отметить, что значения несколько лучше, чем у EF 24-105/4 L. Ожидаемо эффект более выражен по краям фокусных, чем в середине диапазона, а его выраженность снижается с прикрытием диафрагмы.

На фокусном 24 мм и полностью открытой диафрагме затемнение в углах кадра превышает 2 ступени – 2,2. Прикрытие диафрагмы ситуацию улучшает, но и на f/5.6 виньетирование составляет 1,7 ступени, да и на f/8.0 не опускается ниже относительно комфортного значения в 1 ступень, составляя 1,3 ступени.

Виньетирование f/4, 35 мм
Виньетирование f/4, 35 мм
Виньетирование f/4, 50 мм
Виньетирование f/4, 50 мм

На фокусном 35 мм и f/4.0 – 1,46 ступени. На f/5.6 – 0,8 ступени и 0,4 ступени на f/8.

На фокусном 50 мм и f/4.0 – 1,65 ступени. На f/5.6 – 0,78 ступени и 0,36 ступени на f/8.


Виньетирование f/4, 70 мм
Виньетирование f/4, 70 мм

Фокусное расстояние 70 мм: на f/4.0 – 1.75 ступени, на f/5.6 – 0.92 ступени и 0,55 ступени на f/8.

 

Автофокус

В приводе автофокуса Canon EF 24-70/4 L IS USM использован кольцевой USM мотор: процесс быстр и практически бесшумен. Перефокусировка с бесконечности до минимальной дистанции занимает явно меньше секунды.

Несмотря на максимальную диафрагму f/4, автофокус объектива цепок и уверен, склонность к рысканию не наблюдается даже при недостатке освещения. Все в порядке с повторяемостью результатов.

Пример focus shift
Пример focus shift

Точность автофокусировки на полностью открытой диафрагме не вызывает никаких нареканий, склонность к фронт или бек фокусу на f/4.0 отсутствует на всем диапазоне фокусных. Я бы поставил работе автофокуса Canon EF 24-70/4 USM L IS твердую пятерку, если бы не легкая склонность объектива к смещению точки фокуса (focus shift) при прикрытии диафрагмы. Эффект выражен не ярко, проявляется больше при фокусировке на близких дистанциях, но присутствует: на приведенном примере (100% увеличение части 3 последовательных снимков, сделанных на фокусном 70 мм) видно, что при прикрытии диафрагмы точка фокусировки остается приемлемо резкой, но вот зона РИП увеличивается только за точкой фокуса (для наглядности контраст и яркость примера повышены).

ХА 24 мм, f/4.0
ХА 24 мм, f/4.0

Работа в режиме LiveView привычно надежна, но небыстра.

 

Хроматические аберрации

Canon EF 24-70/4 L IS хорошо справляется с хроматическими аберрациями: их уровень редко превышает комфортный. Ожидаемо ХА выражены по краям и углам кадра, в большей степени – на широком угле.

На фокусном 24 мм и f/4.0 ширина ХА составляет 1,6 пикселя, снижаясь до 1,3 пикселя на f/5.6 и f/8.

Фокусное 35 мм: ширина на f/4.0 – 1 пиксель, на f/5.6 – 0,9 пикселя и 0,8 пикселя на f/8.

Фокусное 50 мм: f/4.0 – 0.25 пикселя, f/5.6 – 0.31 пикселя, f/8.0 – 0.46

ХА 70 мм, f/4.0
ХА 70 мм, f/4.0

На фокусном 70 мм и полностью открытой диафрагме ширина ХА в углах кадра составляет 0,8 пикселя, снижается до 0,63 на f/5.6 и возрастает до 1 пикселя на f/8.0

 

Сферические аберрации присутствуют (смещение точки фокуса доказывает), но их вторая ипостась, сферохроматизм (окраска зон вне фокуса) контролируется отлично, чему способствует невысокая светосила объектива.

 

Картинка, контровый свет, боке

Формируемое Canon EF 24-70/4 L IS изображение не вызывает нареканий: картинка не «скучная», с правильной цветопередачей, насыщенными цветами, отличной контрастностью и объемом. До своих собратьев f/2.8 модель не дотягивает, но «рисует» определенно не хуже EF 24-105/4 L IS.

Canon EF 24-70/4 L IS USM
Вид сверху

Объектив заслуживает всяческих похвал за работу в сложных условиях освещения. Элементы EF 24-70/4, по заявлениям производителя, обладают многослойным фирменным просветлением Super Spectra, призванным бороться с переотражениями, «зайцами» и падением контрастности. Действительно, бленда с точки зрения стойкости к контровому свету факультативна: объектив отлично справляется со сценами, где источник расположен у края кадра, со снятой блендой. Отличный результат.

 

Боке на объективе с максимальной диафрагмой f/4.0 по определению выдающимся быть не может, но размывать зону вне резкости на открытых диафрагмах Canon EF 24-70/4 L IS умеет. Скругленная 9-лепестковая диафрагма помогает сделать яркие пятна в зоне нерезкости круглыми на большей части кадра. Боке правильное, ненавязчивое.

 

Стабилизатор изображения и режим макро

В Canon EF 24-70/4 L IS используется гибридный стабилизатор изображения, обеспечивающий, по заявлениям компании, до 4 ступеней выигрыша по сравнению с нестабилизированными объективами. Соглашусь: 3 ступени превосходства модель обеспечивает очень уверенно, 4 ступени покорялись мне намного чаще ожидаемого (а это выдержка в 1/5 секунды на фокусном 70 мм). Может относительно дружелюбные фокусные тому причиной, может – вес и габариты объектива, но система стабилизации модели показалась мне одной из самых эффективных (если не «самой») из известных. Добавлю, что стабилизатор умеет распознавать использование штатива и работает на удивление тихо.

Гибридный стабилизатор, компенсирующий как наклон, так и сдвиг объектива, обладает преимуществом перед обычными системами, реагирующими лишь на наклон, при съемке с близких расстояний, что вдвойне полезно для Canon EF 24-70/4 L IS, который оборудован режимом «макро» и способен снимать с увеличением 0,7х. Эффективность стабилизатора, однако, снижается на минимальных дистанциях фокусировки в режиме «макро», я бы оценил ее в 2 – 2,5 ступени.

Диапазон увеличения в режиме "макро"
Диапазон увеличения в режиме "макро"

Режим макро на объективе определенно понравился: увеличение 0.7х, конечно, не сравнить с 1х на специальных макро объективах, но оно заслуживает уважения и значительно расширяет сферу применения и универсальность героя обзора. Переключая объектив в макро режим, вы теряете бесконечность, но снижаете минимальную дистанцию фокусировки – будто бы добавляя удлинительное кольцо. В режиме макро ход кольца изменения фокусных составляет около 15 градусов и меняет минимальную дистанцию фокусировки; в exif снимка заносятся выдуманные значения фокусного от 72 до 80 мм.

В режиме максимального увеличения расстояние от переднего элемента до объекта составляет всего около 3 см, что делает освещение нетривиальной задачей. Приемлемой показалась дистанция в 7 см от переднего элемента: предмет осветить несложно, а увеличение составляет внушительные 0,5х.

Готов подтвердить, что режим макро Canon EF 24-70/4 L IS не дань маркетинговым потугам, а реально работающая, полезная и интересная функция. Падение разрешения в макро-режиме незначительно (но я бы советовал избегать полностью открытой диафрагмы), стабилизация работает, увеличение достойное.

Canon 24-70/4 L IS

Заключение

Canon EF 24-70/4 L IS USM достоин заключения в 3 частях: безотносительной, ценовой и задумчивой.

Начнем с первой. Объектив очень неплох и способен стать «тем самым ежедневным» для многих фотолюбителей, готовых пожертвовать ступенью светосилы (в сравнении с конкурентами f/2.8) или частью диапазона фокусных (в сравнении с 24-105/4 L IS) в угоду компактности, эргономичности и режиму макро.

Модель достойно и ровно выступила во всех тестовых дисциплинах, не показав явных провалов и серьезных недостатков. Высокое качество изготовления, отличный контроль геометрических искажений, высокая разрешающая способность, умение контролировать хроматические аберрации, привлекательная «картинка», стойкость к контровому свету… Отчасти настораживает лишь легкая склонность к смещению точки фокуса.

Ценовая часть не столь радужна. Объектив неплох, но цена в 1500 долларов явно не нацелена на его коммерческий успех: присутствие на рынке Canon EF 24-105/4 LISUSM и Tamron 24-70/2.8 VC USD заставляют всерьез задуматься о перспективах героя обзора. При всех достоинствах модели - показанные результаты сравнимы с результатами конкурентов, чем можно оправдать установленную цену непонятно.

Часть третья, задумчивая. Выпуск EF 24-70/4 L IS USM оставляет больше вопросов, чем дает ответов.


Вопрос первый: не кажется ли вам, что производители уверены в скором сжимании рынка профессиональной и полупрофессиональной фототехники и заранее пытаются сделать его «премиальным», а бурный рост сегмента зеркальных фотоаппаратов остался в прошлом?

Вопрос второй, пересекающийся с первым: не говорят ли тенденции ценообразования на фотоаппараты и объективы о грядущем смещении центра прибыльности производителей? По аналогии со струйной печатью, где принтер недорог, а основной заработок идет от торговли картриджами, не станут ли объективы в недалеком будущем своеобразными «картриджами» на фоне относительно недорогих фотоаппаратов?

 

И еще один вопрос: неужели Canon снимет с производства EF 24-105/4 L IS USM?

 

Рекомендации скомканы: объектив хорош, может рассматриваться на роль штатного и заслуживает пристального внимания, но с учетом сегодняшней цены альтернативные варианты  для бережливых фотолюбителей, стремящихся максимизировать пользу на каждый вложенный рубль, выглядят предпочтительнее.

 

Благодарю Владимира (www.foto-canon.com) за любезно предоставленный на тест экземпляр объектива

 

 

апрель 2013 года

Оставить комментарий

Комментарии: 3
  • #1

    Oleg (Пятница, 04 Ноябрь 2016 08:52)

    Как вы считаете, стоит ли поменять 24-70 2.8l (первый) на этот объектив? При условии, что в наличии целая сумка светлых фиксов. Я лично устал от тяжести 24-70 2.8.

  • #2

    Vlador (Пятница, 04 Ноябрь 2016 15:09)

    С моей точки зрения, оно того стоит. Особенно, если я правильно понял и речь идет о "штатном зуме" на каждый день. Если понял неправильно, то - опять же - с моей точки зрения, оно того стоит :)

  • #3

    Vlador (Пятница, 04 Ноябрь 2016 15:12)

    Олег, залез к вам на сайт. Отвечал с точки зрения выбора для фотолюбителя. Вы же профессионально занимаетесь съемкой, не боязно "кормильца" менять?

Новое на сайте Vlador.com

 

Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6

24 ноября 2016


Sigma 50-100 /1.8 DC HSM Art

19 ноября 2016



Manfrotto MT055CXPRO4

29 октября 2016


SunwayFoto XB-44

29 сентября 2016


Миф о пар-фокальности

7 сентября 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100