Canon EF 50/1.4 USM

 

Обзор и тест объектива Canon EF 50/1.4 USM

Canon EF 50/1.4 USM
Canon EF 50/1.4 USM

Про Canon EF 50/1.4 USM говорено и переговорено. Я долго отказывался от тестирования этого объектива. Причин три:

  • модель не тестировал только ленивый и безответственный
  • я не поклонник «полтинников»
  • несколько экземпляров, в свое время побывавших у меня, оставили крайне неоднозначное впечатление.

Понятно, что отношение изначально предвзятое, что не помогает в тестах. Взялся лишь потому, что Владимир (www.foto-canon.com) пообещал, что предоставленный экземпляр «моноклеподобностью» на открытой диафрагме не страдает. Тем не менее, предупреждаю сразу: на цифры можете ориентироваться смело, к словам относитесь аккуратно – я постараюсь быть объективным, но в успешности стараний не уверен.

 

Canon EF 50/1.4 USM – одна из самых старых моделей, без изменений находящихся в производственной линейке Canon. Объектив анонсировали без малого 20 лет назад – в июне 1993 года.

Оптическая схема (с сайта Canon)
Оптическая схема (с сайта Canon)

Технические характеристики

  • Оптическая схема: 7 элементов в 6 группах
  • Угол поля зрения: 46,8 градуса
  • Диапазон диафрагм: f/1.4 – f/22
  • Количество лепестков диафрагмы: 8
  • Минимальная дистанция фокусировки: 45 см
  • Максимальное увеличение: 0,15х
  • Привод автофокуса: микро-USM
  • Диаметр светофильтра: 58 мм
  • Размеры: 74*50,5 мм
  • Вес: 290 грамм

Бленда Canon ES-71 II в комплект поставки не входит.

Canon EF 50/1.4 USM
Рядом с EF 85/1.8 USM

Конструкция, материалы и изготовление

Canon EF 50/1.4 USM схож с объективами-ровесниками материалами, дизайном и конструкцией. Восхищения не вызывает, но и не расстраивает: пластик качественный, сборка аккуратная и крепкая, допусков нет. Окошко расстояний в наличии, крепление байонета металлическое, кольцо фокусировки покрыто рифленой резиной.

 

Canon EF 50/1.4 USM
Выдвигающийся хобот

Кольцо ручной фокусировки расположено удобно, умеренно-широкое – 12 мм. Ход кольца почти в 200 градусов благоприятствует ручному фокусу. Демпфирование очень слабое, ход чуть «пластмассовый» по сравнению с объективами с кольцевыми USM-моторами.

 

Объектив меняет размеры при фокусировке, выдвигая передний элемент почти на сантиметр к минимальной дистанции. Передний элемент, тем не менее, не вращается и применению фильтров ничего не мешает.

 

Дисторсия
Дисторсия

Геометрические искажения

Canon EF 50/1.4 USM неплохо справляется с дисторсией: уровень в 1,8% будет нечасто заметен на реальных фотографиях. Искажения «бочкообразные», характер правильный – при необходимости геометрию легко исправить при постобработке.

 

Разрешение и резкость

Удачный экземпляр Canon EF 50/1.4 USM однозначно будет радовать владельца: под «удачным» я подразумеваю объектив, с приемлемой работой на полностью открытой диафрагме. Два экземпляра, в свое время побывавшие у меня и без сожалений проданные, отличались тягой к созданию картинки с «эффектом монокля».

Тестируемый экземпляр на самом деле отличается в лучшую сторону, но на полностью открытой диафрагме, традиционно для EF 50/1.4 USM, подходит скорее для портретов: с неплохим центром и неудовлетворительными краями. Незначительное прикрытие диафрагмы делает центр отличным и подтягивает края, а уже с f/2.8 объектив резок от «края и до края». На f/4,0 разрешение по центру превосходит возможности матрицы Canon EOS 5D mark II, а на f/8.0 даже углы кадра показывают отличный результат.

 

 

f/1,4

f/2,0

f/2,8

f/4,0

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

77%

87%

91%

100%

99%

93%

87%

Край

61%

64%

74%

88%

90%

91%

84%

Угол

45%

50%

70%

78%

86%

88%

83%

 

 

87%

103%

отлично

73%

86%

очень хорошо

60%

72%

хорошо

46%

59%

приемлемо

 

45%

плохо

 

 

 

 

 

 

 

 

О методе представления данных – в материале «Точка отсчета».

Виньетирование на f/1.4
Виньетирование на f/1.4

Виньетирование

Canon EF 50/1.4 USM ведет себя традиционно для светлых объективов: на открытых значениях диафрагмы виньетирование достигает уровня когда эффект впору рассматривать в качестве художественного приема.

Похвастаться нечем. На полностью открытой диафрагме затемнение по углам кадра у EF 50/1.4 достигает 3,8 ступеней. Прикрытие до f/2.0 помогает мало: виньетирование по углам остается на некомфортном уровне в 1,8 ступени.

Даже на f/2.8 затемнение по углам составляет 1,2 ступени, что ненамного, но превышает относительно комфортный уровень в 1 ступень.

Виньетирование на f/2.0
Виньетирование на f/2.0

Лишь к f/4.0 выраженность эффекта снижается до комфортных значений ниже 1 EV.

 

Автофокус

Нестабильность автофокуса младшего брата героя обзора – Canon EF 50/1.8 II – стала притчей во языцех. Одним из аргументов, должных сподвигнуть фотолюбителей к покупке EF 50/1.4, является USM-привод автофокуса.

К сожалению, преимущества USM-привода в Canon EF 50/1.4 в значительной мере нивелированы: в объективе стоит не кольцевой, а древний микро-USM, который несколько медленнее, но главное – очень нежен и склонен к поломкам. Плюс к тому: в конструкции механизма фокусировки используется геликоид (дабы обеспечить возможность ручной фокусировки в автоматическом режиме) и малейшее воздействие на выдвинутый хоботок переднего элемента также способно привести к поломке автофокуса. Ремонт традиционно недешев, а рекомендации не снимать с объектива бленду приводят в замешательство: может легче просто поставить объектив на полку, чтобы он не сломался?

ХА на f/1.4
ХА на f/1.4

К скорости и цепкости автофокуса претензий нет. Прогон от бесконечности к МДМ занимает менее 1 секунды. Процесс практически бесшумен. Склонности к бек и фронт фокусу не замечено.

А вот стабильность и повторяемость несколько ниже ожидаемого: совсем не криминально, но промахи случаются чаще, чем у объективов одноклассников.

 

Хроматические аберрации

Canon EF 50/1.4 очень неплохо справляется с хроматическими аберрациями. Даже на полностью открытой диафрагме их ширина не превышает комфортного уровня и составляет 1,4 пикселя. С прикрытием диафрагмы выраженность еще более снижается:

  • На f/2.0 – 1.15 пикселя
  • На f/2.8 – 1.04 пикселя
  • На f/4.0 – 0.63 пикселя
  • На f/5.6 – 0.68 пикселя
  • На f/8.0 – 0.64 пикселя
Окраска зон вне фокуса
Окраска зон вне фокуса

Очень неплохой результат.

 

С окраской зон вне фокуса все не так радужно: на открытых значениях диафрагмы она присутствует и присутствует в изрядном количестве. На приведенном кропе (снимок на f/1.4) видны и ореолы (эффект монокля), которые на некоторых экземплярах выражены намного сильнее. Эффект «окраски в зелень и пурпур» заметен на f/1.4 и f/2.0; на f/2.8 выраженность начинает снижаться и перестает досаждать на f/4.0.

 

Картинка, контровый свет, боке

К цветопередаче никаких нареканий, отличная и сочная картинка. Контрастность несколько снижена на открытых значениях диафрагмы, особенно по краям и углам кадра.

К качеству боке претензий нет: нейтральное, спокойное и приятное.

Работа в сложных условиях освещения несколько хуже ожидаемого: объектив склонен к появлению артефактов. Бленда рекомендуется к использованию.

Canon EF 50/1.4 USM
Задний элемент

Заключение

Canon EF 50/1.4 USM достойно выступил практически во всех тестовых дисциплинах. Все очень неплохо с резкостью, объектив формирует красочную и сочную картинку, отлично справляется с хроматическими аберрациями. Есть определенные претензии к виньетированию и работе в сложных условиях освещения, но наивно было бы ожидать другого от модели этой ценовой категории и такой светосилы.

 

Откуда же предвзятость? В процессе тестирования я смог ткнуть пальцем в причины своей нелюбви к Canon EF 50/1.4 USM. Докладываю:

Мы живем в реальном мире, где любая фирма стремится к максимизации прибыли, а ожидать от коммерческих структур искренней заботы о потребителях не стоит. Понимание этого факта (как и вечные стенания о несовершенстве подлунного мира) радости не добавляет, а явная недружелюбность вызывает резко отрицательные эмоции. Canon – компания в полный рост марамоистая (отсутствие бленд в комплекте, невнятные чехлы только к объективам «L-серии», ценообразование, нарочитое урезание функциональности), но это – реальность и ничего с ней не поделаешь. Но в случае с линейкой «полтинников» Canon смог переплюнуть самого себя:

  • Младшая модель сознательно сделана механически отвратительной: многие ли купили бы EF 50/1.4 за 400 долларов, если бы фирма оставила в производстве «дедушку» - первый вариант Canon EF 50/1.8, мало отличающийся от версии 1,4 оптическими характеристиками, за 125?
  • За 20 лет можно было бы усовершенствовать Canon EF 50/1.4 и сделать его надежнее и современнее?
Canon EF 50/1.4 USM
Canon EF 50/1.4 USM
  • Все сделано для того, чтобы привлечь внимание к топовому EF 50/1.2L USM за 1600 с лишним долларов, но и он не совсем однозначен.

Что в сухом остатке: 16 сотен долларов за полтинник оставим поклонникам этого фокусного, EF 50/1.8 II раздражает сознательной механической несостоятельностью, но ее отчасти искупает цена. А герой обзора – «ни свечка, ни кочерга» и явное неуважение к пользователям марки: никак не дешевле аналогов от конкурентов, но полон оговорок и недоговоренностей.

Так что предвзятость моя эмоциональная и субъективная, имеющая к оптическим характеристикам модели отношение опосредованное. От рекомендаций воздержусь: для себя выбор сделал в пользу Canon EF 50/1.8 II, но – опять же – не по причине того, что он лучше, просто в нем компромиссы оправданы ценой.

 

 

 

Февраль 2013 года

Новое на сайте Vlador.com

 

Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6

24 ноября 2016


Sigma 50-100 /1.8 DC HSM Art

19 ноября 2016



Manfrotto MT055CXPRO4

29 октября 2016


SunwayFoto XB-44

29 сентября 2016


Миф о пар-фокальности

7 сентября 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100