Canon MP-E 65/2.8 1-5X Macro


Обзор и тест объектива Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro

 

Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro
Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro

В сентябре 1999 года Canon выпустил стоящую особняком в линейке объективов EF модель – MP-E 65/2.8 1-5X Macro. Особенностями, выделяющими объектив, стали: возможность снимать макро с увеличением до 5 крат и отсутствие не только автофокуса, но и ручной фокусировки в привычном для фотолюбителя понимании.

 

Потребительских объективов, способных снимать макро с увеличением более 1х, было немного. Мне на ум приходит автофокусная Minolta Maxxum Dynax 3х-1х Macro и система от Olympus, включавшая в себя объективы и специальные макро-меха и макро-кольцо с регулируемой шириной (к примеру, Olympus OM Telescopic Auto Tube 65–116 и Olympus OM Zuiko Auto-Macro 38/2.8). Из современных моделей кроме героя обзора слышал про своеобразный Yasuhara Nanoha Macro 5:1, снимающий с увеличением от 4х до 5х и выпускающийся под Canon EOS-M, Micro-4/3 и под Sony E-mount.

 

Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro выпускается без изменений уже 15 лет и о планах по его замене или снятию с производства я не слышал.

 

Технические характеристики

Оптическая схема (с сайта Canon)
Оптическая схема (с сайта Canon)
  • Фокусное расстояние: 65 мм
  • Угол поля зрения: 18,4 градуса
  • Оптическая конструкция: 10 элементов в 8 группах, включая 1 UD элемент
  • Диапазон диафрагм: f/2.8 – f/16
  • Количество лепестков диафрагмы: 6
  • Минимальная дистанция фокусировки: 24 см
  • Максимальное увеличение: 5х
  • Диаметр светофильтра: 58 мм
  • Размеры: 81*98 мм
  • Вес: 710 грамм

 

Комплект поставки

Бленда
Бленда

Комплект Canon MP-E 65/2.8 1-5X Macro, включающий качественную штативную лапку, может расстроить отсутствием бленды:

  • Объектив
  • Передняя и задняя крышки
  • Съемная штативная лапка
  • Руководство
  • Гарантийный талон
  • Мягкий чехол Canon LP1216

Цена на бленду варьируется от 20 долларов за аналоги до 35 долларов за «родную». При стоимости объектива, превышающей 1000 долларов, отсутствие бленды в комплекте обескураживает.

 

Изготовление и конструкция

Canon MP-E 65/2.8 1x-5x Macro
Вид сверху

Пару лет назад на тесте побывал тюнингованый Canon EF 35/2.0 – на корпус объектива была аккуратно нанесена красная полоска. Смотрелась она несколько не к месту, а вот Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro подошла бы вполне – качество изготовления и использованные материалы соответствуют стандартам L-серии. Тестируемый экземпляр был произведен в сентябре 2003 года – возраст совершенно не сказался, косметически и механически объектив выглядит и ощущается новым.

Canon MP-E 65/2.8 Macro
Передний элемент

Корпус Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro сделан преимущественно из металла, рифленой резиной покрыта лишь часть кольца изменения масштаба съемки. Кольцо масштабирования – единственный орган управления, присутствующий на объективе.

 

Кольцо широкое – 5,5 см, занимает всю переднюю часть объектива. Часть кольца шириной 33 мм обрезинена. Кольцо отменно демпфировано, ход равномерный с комфортным усилием, без рывков. Ход кольца составляет почти полтора оборота (около 470 градусов).

 

Принципиальную конструкцию Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro можно сравнить с хорошо известным поклонникам макро креплением объектива при помощи оборачивающего (реверсивного) кольца задом наперед и дополнением этого «перевертыша» макро-мехами. Разница в деталях: оптическая схема объектива позволяет перемещать не объектив целиком, а только передние 5 групп элементов - кольцо масштабирования соединяет 2 тубуса, в заднем расположены 3 группы, в переднем – 5 групп элементов. Вращение кольца раскладывает объектив, кратность увеличивается от 1х в сложенном состоянии до 5х при максимально выдвинутом вперед переднем элементе (выдвигается вперед на 13 см).

Canon MP-E 65/2.8 Macro
Задний элемент

Немного справочной информации.

Начнем с рабочих расстояний. Паспортная минимальная дистанция фокусировки Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro составляет 24 см, расстояние от переднего элемента до объекта:

  • При увеличении 1х – 101 мм
  • При увеличении 3х – 51 мм
  • При увеличении 5х – 41 мм

Разметка рабочих расстояний нанесена на корпус объектива рядом с разметкой масштаба изображения.

 

Табличка ГРИП (глубины резко изображаемого пространства) взята из Руководства по эксплуатации объектива

Там же позаимствована и табличка со значениями эффективной диафрагмы: выставленная на фотоаппарате номинальная f/2.8 в реальности будет соответствовать f/5.6 для увеличения 1х и f/16.8 для 5х. Для расчета эффективной диафрагмы нужно выставленное значение умножить на (кратность + 1).

А вы любите воблу?
А вы любите воблу?

В эксплуатации

Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro потребовал привыкания и сугубой тщательности при использовании. По итогам знакомства:

 

1. Есть два способа наведения на резкость: выставить требуемое увеличение и наводиться перемещением объектива, либо, не меняя положения объектива, вращать кольцо (в этом случае будет меняться масштаб).

2. Наведение на резкость представляет собой нетривиальную задачу. Начнем с того, что изображение в видоискателе будет соответствовать эффективной диафрагме – полностью открытая, скажем, при увеличении 5х будет соответствовать f/16 (при 1х – f/5.6). Признаюсь, что наводиться, глядя в полутемное окошко, совсем некомфортно и я почти всегда использовал LiveView.

Увеличение от 1х до 5х
Увеличение от 1х до 5х

3. К работе в режиме LiveView настоятельно подталкивает и ГРИП: на полностью открытой при 5х она составляет 0,05 мм, увеличиваясь на f/16 до 0,27 мм. Ошибки нет – от одной двадцатой до четверти миллиметра.

С кольцевой вспышкой
С кольцевой вспышкой

4. Использование штатива практически обязательно при увеличении более 3х: малейшее сотрясение легко выводит предмет за зону ГРИП. Также рекомендуется спусковой тросик и предподъем зеркала. В идеале: к устойчивому штативу и тросику добавить макрорельсы.

5. Съемка с рук без макро вспышки в большинстве случаев результатами не радует. Для тестирования Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro я брал кольцевую вспышку YongNuo YN-14ex Macro Ring Lite.

Кроп 100% на f/2.8, f/8.0 и f/16 (увеличение 5х)
Кроп 100% на f/2.8, f/8.0 и f/16 (увеличение 5х)

6. Вернемся к эффективной диафрагме: дифракцию никто не отменял и в погоне за ГРИП можно легко потерять детализацию. Не советовал бы использовать диафрагмы f/11 – f/16 : ГРИП особо не вырастет, а резкость пострадает заметно даже на увеличении 2х.

7. Если нужна резкость по всему изображению – стекинг вам в помощь. До знакомства с Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro я не пользовался этой методой, в процессе был вынужден. Использовал программу Zerene Stacker.

8. В диапазоне увеличений 3х – 5х съемка с рук затруднительна даже при использовании вспышки.

 

Качество изображения

Дисторсия
Дисторсия

Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro не разочарует владельца, но потребует времени на привыкание и тщательности и терпения в процессе съемок.

 

Цветопередача аккуратная и естественная, контрастность высокая на всех значениях диафрагмы. Резкость позволяет не задумываясь использовать объектив на полностью открытой диафрагме.

На прикрытых значениях диафрагмы источник света сразу за углом кадра может привести к появлению артефактов.

Лабораторное тестирование невозможно, но ради интереса проверил уровень геометрических искажений: Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro не посрамил звания макро-объектива, показав практически нулевую дисторсия («подушка в 0,125% сопоставима с погрешностью измерений).

Хроматические аберрации проявляются крайне редко, но, если постараться, то можно «поймать» знатную окраску зон вне фокуса на открытой диафрагме при увеличении 4х – 5х.

 

Заключение

ГРИП и окраска зон вне фокуса (5х, f/2.8)
ГРИП и окраска зон вне фокуса (5х, f/2.8)

Знакомство с Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro помогло понять неправильность бытующего мнения о невысокой полезности и применимости героя обзора: «баловство», сравнимое с объективами Lensbaby, моноклями, пинхолами и прочими фишаями.

 

Герой обзора – специализированный объектив, критерии оценки которого отличаются от привычных. Три маленьких цитаты, взятых с «макроклуба»:

  • Возьмите МР-Е 65. Сейчас много предложений на вторичном рынке. Много народа купило, а снимать не получается. Объектив высший класс, но требует к себе трепетного отношения. На ФФ раскрывается полностью. Только нужно учесть, что стекло очень не простое, любит свет. Я давал его начинающему фотографу так он просто не смог ничего с ним сделать.
  • Если макро затянуло сильно, то Canon MP-E 65 без альтернатив.
  • Личное мнение: не тратиться на промежуточные варианты, а сразу брать 65/2,8 Macro.

Присоединюсь к сказанному, добавив от себя: Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro заслуживает самых высоких оценок за качество формируемого изображения, уникальность и высокое качество изготовления.

Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro
Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro

Обсуждать цену в 1050 долларов не стану: цены на «специализированный профессиональный инструмент» заведомо отличаются от цены бытовых инструментов, пусть и самых высококачественных. Герой обзора – инструмент для поклонников макрофотографии, обеспечивающий результат которого трудно, если вообще возможно, добиться использованием макро-мехов, колец, увеличивающих насадок, оборотных колец и других инсталляций.

 

Рекомендовать увлеченным глупо – они и сами знают, рекомендовать новичкам опасно – объектив своеобразный. Но попробовать рекомендую однозначно.

 

 

Благодарю Владимира (www.foto-canon.com) за предоставленный на тест объектив.

 


Июнь 2014 года

Новое на сайте Vlador.com

 

Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6

24 ноября 2016


Sigma 50-100 /1.8 DC HSM Art

19 ноября 2016



Manfrotto MT055CXPRO4

29 октября 2016


SunwayFoto XB-44

29 сентября 2016


Миф о пар-фокальности

7 сентября 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100