Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G IF-ED

 

Обзор и тест объектива Nikkor AF-S DX 12-24/4G IF-ED на Nikon D5200

 

Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G
Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G

Nikkor AF-S DX 12-24/4G вышел на рынок в начале 2003 года и стал первым объективом компании, сделанным под APS-C фотоаппараты - DX. В июле того же года в линейку DX добавили «рыбий глаз» Nikon AF DX Fisheye-Nikkor 10.5/2.8G ED и светосильный зум Nikon AF-S DX Nikkor 17-55/2.8G ED-IF.

 

Все три первые DX модели до сих пор не сняты с производства, несмотря на почтенный возраст, что говорит о немалом запасе качества: объективы разрабатывались в то время, когда в линейке APS-C фотоаппаратов Nikon только появился 6-мегапиксельный D100, а профессиональные Nikon D1H и D1X были оборудованы матрицами с разрешением 2,6 и 5,3 Мп соответственно.

 

Более того, до сих пор герой обзора держит лидерство по цене среди всех широкоугольных объективов, рассчитанных на фотоаппараты с кроп-фактором (в порядке возрастания цены):

  • Tokina AT-X 12-24/4 Pro DX II – 450 долларов
  • Sigma AF 10-20/4-5.6 EX DC HSM – 480 долларов
  • Tamron 10-24/3.5-4.5 Di II – 500 долларов
  • Tokina AT-X 11-16/2.8 Pro DX – 540 долларов
  • Sigma AF 10-20/3.5 EX DG HSM – 650 долларов
  • Sigma AF 8-16/4.5-5.6 DC HSM – 700 долларов
  • Tokina AT-X 11-16/2.8 Pro DX II – 700 долларов
  • Nikon Nikkor AF-S 10-24/3.5-4.5G DX – 810 долларов
  • Canon EF-S 10-22/3.5-4.5 USM – 860 долларов
  • Pentax 12-24/4 ED Al – 900 долларов
  • Герой обзора предлагается за внушительные 1100 долларов
Оптическая схема (с сайта Nikon)
Оптическая схема (с сайта Nikon)

Технические характеристики

  • Фокусные расстояния: 12 – 24 мм
  • Эквивалентные фокусные (35 мм): 18 – 36 мм
  • Угол поля зрения: 99 – 61 градус
  • Оптическая конструкция: 11 элементов в 7 группах, включая 3 асферических и 2 ED элемента
  • Диапазон диафрагм: f/4.0 – f/22
  • Количество лепестков диафрагмы: 7, скругленные
  • Привод автофокуса: ультразвуковой SWM мотор
  • Минимальная дистанция фокусировки: 30 см
  • Максимальное увеличение: 0,12х
  • Диаметр светофильтра: 77 мм
  • Размеры: 83*90 мм
  • Вес: 465 грамм
Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G
Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G

Комплект поставки

Комплект поставки для объектива ценой 1100 долларов несколько аскетичен:

  • Объектив
  • Задняя крышка Nikon LF-1
  • Бленда Nikon HB-23
  • Передняя крышка Nikon LC-77
  • Руководство пользователя
  • Гарантийный талон

С одной стороны присутствие бленды радует (у 860-долларового Canon EF-S 10-22/3.5-4.5 USM ее в комплекте нет), с другой – огорчает отсутствие даже простенького чехла.

 

Изготовление, конструкция, эргономика

Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G
Передний элемент

Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G изготовлен на совесть, но субъективно цене не соответствует: неплохой и качественный объектив, но от оптики ценой свыше 1000 долларов поневоле ожидаешь большего. Будь так изготовлены «китовые» объективы – вызывало бы восхищение, в случае с героем обзора – обращаешь внимание на обычный пластик корпуса, слабое демпфирование колец управления, отсутствие резинового покрытия у кольца ручного фокуса.

 

Назовем качество материалов и изготовления «достойным». К конструктиву и эргономике претензий нет: байонет металлический, окошко расстояний в наличии, внешние размеры не изменяются ни при зуммировании, ни при фокусировке, объектив дружелюбен по весу и расположению органов управления.

Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G
Задний элемент

Блок переключателя режима автофокуса расположен удобно, оперировать им легко, но на тестовом экземпляре присутствует небольшой люфт – некритично, но досадно.Кольцо ручной фокусировки расположено именно там, где нужно, люфт отсутствует, но нет покрытия резиной – просто ребристый пластик. Двумя пальцами вращается плавно, без затруднений, усилие комфортное. Но демпфирование слабое и одним пальцем вращать бывает затруднительно – кольцо чуть перекашивается и начинает заедать. Ход кольца около 80 градусов, ширина – 12 мм.

Дисторсия 12 мм (МДФ)
Дисторсия 12 мм (МДФ)

Кольцо изменения фокусных широкое – почти 3 см, центральная часть шириной 2 см покрыта рифленой резиной. Люфты отсутствуют, ход кольца короткий – около 60 градусов, равномерный, с комфортным усилием. Объектив не меняет внешних размеров при изменении фокусных расстояний, хотя передний элемент перемещается внутри корпуса и вращается при зуммировании. Использованию светофильтров это не мешает: они крепятся к корпусу неподвижному переднему срезу объектива. Комплектная широкая бленда также не мешает использованию поляризационных и градиентных фильтров.

 

Геометрические искажения

Дисторсия 12 мм (расстояние 2 метра)
Дисторсия 12 мм (расстояние 2 метра)

Для «широкоугольного» объектива Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G IF-ED очень неплохо справляется с геометрическими искажениями. Поведение характерно: бочкообразная дисторсия на широком угле сменяется на «подушку» по мере роста фокусных расстояний, смена характера происходит в районе фокусного 15 мм. Необходимо отметить, что в положении 12 мм у героя обзора намного ярче обычного выражена зависимость дисторсии от дистанции до объекта и говорить о хороших результатах можно лишь для снимков, сделанных с расстояния от 1.5 метров: явная «бочка» в 4,5% на дистанции, близкой к МДФ, и отменные 1,45% на «комфортном» расстоянии.

Дисторсия на 24 мм
Дисторсия на 24 мм

На фокусном 24 мм подушкообразная дисторсия составляет 0,7%: результат неплох, доставлять проблем не будет. Герой обзора успешно конкурирует с объективами одноклассниками.

 

Характер искажений правильный и при необходимости их можно без труда исправить при постобработке.

 

Разрешение и резкость

Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G на всех фокусных показывает убедительные результаты по центру кадра уже на полностью открытой диафрагме. Края ожидаемо «хромают» на f/4, а чтобы добиться приемлемых углов объектив нужно прикрывать до f/8. Поведение характерно для объективов с такими фокусными, а значения сопоставимы с результатами некоторых конкурентов, но не воодушевляют.

Центра/края на 18 мм и 24 мм f/4.0
Центра/края на 18 мм и 24 мм f/4.0

Тестируемый экземпляр странно ведет себя на открытой диафрагме в середине фокусных расстояний: с отличным центром и мощным падением к краям и углам на f/4.0 – а обычно именно в середине фокусных поведение более предсказуемо. Необходимо отметить, что ситуация исправляется прикрытием уже до f/5.6. Выяснить, особенность это конкретного экземпляра или модели в целом не представилось возможным.

 

Добавлю, что на фокусном 12 мм у Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G присутствует кривизна поля изображения.

 

На фокусном 12 мм:

 

12 мм f/4,0 f/5,6 f/8,0 f/11
Центр 85% 92% 91% 85%
Край 72% 77% 81% 76%
Угол 48% 53% 66% 61%

 

На фокусном 18 мм:

18 мм f/4,0 f/5,6 f/8,0 f/11
Центр 89% 100% 96% 88%
Край 60% 75% 80% 77%
Угол 42% 50% 61% 60%

 

На фокусном 24 мм:

24 мм f/4,0 f/5,6 f/8,0 f/11
Центр 81% 90% 85% 80%
Край 73% 76% 77% 75%
Угол 51% 55% 59% 57%

 

 

89% 102% отлично
75% 88% очень хорошо
61% 74% хорошо
47% 60% приемлемо
  46% плохо

 

Виньетирование 12 мм f/4.0
Виньетирование 12 мм f/4.0

О методе представления информации – в материале «Точка отсчета».

 

Виньетирование

На открытых значениях диафрагмы виньетирование выражено на всех фокусных. Но по сравнению с конкурентами герой обзора выступил убедительнее: на полностью открытой диафрагме значения виньетирования не превышают средних для этого класса объективов, а прикрытый на одну ступень он дает приемлемый уровень затемнения краев и углов на всех фокусных кроме 12 мм.На фокусном 12 мм и полностью открытой диафрагме края и углы затемнены по отношению к центру кадра на 2,5 ступени. На f/5.6 – все еще явно выраженные 1,8 ступени. На f/8.0 выраженность эффекта снижается до относительно комфортных 1,1 ступени и до 0,6 ступеней на f/11.

Виньетирование 18 мм f/4
Виньетирование 18 мм f/4
Виньетирование 24 мм f/4
Виньетирование 24 мм f/4

В середине диапазона:

  • Фокусное расстояние 18 мм и f/4.0 – 1.6 ступени
  • Фокусное расстояние 18 мм и f/5.6 – 1.2 ступени
  • Фокусное расстояние 18 мм и f/8.0 – 0.7 ступени
  • Фокусное расстояние 18 мм и f/11 – 0.3 ступени

На фокусном 24 мм и полностью открытой диафрагме – 1,4 ступени. На f/5.6 – 0.95 ступени. На f/8.0 и f/11 – 0,5 и 0,2 ступени соответственно.


Фокусировка

Система автофокуса Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G заслуживает только похвалы: быстро, практически бесшумно, цепко, точно в цель. В приводе используется ультразвуковой мотор. Нет никаких претензий к повторяемости результатов – процент промахов по вине автофокуса ниже привычного. Склонность к бек и фронт фокусу отсутствует.

ХА 12 мм f/4.0
ХА 12 мм f/4.0

Тот случай, когда параграф обзора можно было бы просто исключить: все работает так, как нужно, должно и ожидается.

 

Хроматические аберрации

Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G отлично для широкоугольного объектива справляется с хроматическими аберрациями: даже на сложном фокусном 12 мм их уровень не превышает допустимого и комфортного – ширина ХА в углах кадра на f/4.0 составляет 1,5 пикселя (0,055%).

  • На 12 мм и f/5.6 ширина ХА составляет 1,42 пикселя
  • На 12 мм и f/8.0 ширина ХА составляет 1,37 пикселя
  • На 12 мм и f/11 ширина ХА составляет 1,35 пикселя
ХА 18 мм f/4.0
ХА 18 мм f/4.0
ХА 24 мм f/4.0
ХА 24 мм f/4.0

В середине фокусных расстояний все тоже в полном порядке:

  • На 18 мм и f/4.0 ширина ХА составляет 1,26 пикселя (0,043%)
  • На 18 мм и f/5.6 ширина ХА составляет 0,83 пикселя
  • На 18 мм и f/8.0 ширина ХА составляет 0,74 пикселя
  • На 18 мм и f/11 ширина ХА составляет 0,78 пикселя

На фокусном 24 мм:

  • На 24 мм и f/4.0 ширина ХА составляет 0,93 пикселя (0,031%)
  • На 24 мм и f/5.6 ширина ХА составляет 0,55 пикселя
  • На 24 мм и f/8.0 ширина ХА составляет 0,28 пикселя
  • На 24 мм и f/11 ширина ХА составляет 0,18 пикселя

Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G IF-ED
Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G IF-ED

Также неплохо контролируется окраска зон вне фокуса: сказывается относительно невысокая светосила объектива и диапазон фокусных расстояний.

 

Изображение, контровый свет

Нареканий формируемое Nikkor AF-S DX 12-24/4G изображение не вызывает: цветопередача правильная, цвета насыщенные, контрастность не падает на открытых значениях диафрагмы.

 

Герой обзора очень уверенно работает в сложных условиях освещения, что для широкоугольного объектива немаловажно. Артефакты могут появиться только при расположении источника света прямо в углу кадра (цветная дуга в противоположном от источника углу) и преимущественно в диапазоне 12 – 16 мм.

 

Заключение

Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G IF-ED очень неплохо показал себя в тестах: объектив определенно не устарел и уверенно работает на современных многопиксельных фотоаппаратах. По контролю хроматических аберраций и уровню дисторсии герой обзора выгодно отличается от многих конкурентов. Нет провалов по качеству формируемого изображения, виньетированию и резкости. Автофокус заслуживает всяческих похвал.

В целом, у объектива есть только один явный минус – цена. Но этот минус перевешивает все его достоинства: при сопоставимом качестве изображения Сигма 10-20, Тамрон 10-24, Токина 11-16 стоят в два раза меньше и субъективно превосходят Никкор качеством изготовления. Мне кажется, что это именно тот случай, когда аналоги не уступают, а с учетом разницы в цене выбор «родного» объектива совсем неоднозначен. Тем более у Никон есть собственная альтернатива почти на четверть дешевле - Nikkor AF-S 10-24/3.5-4.5G DX.

 

 

Благодарю компанию Nikon за предоставленный на тест экземпляр объектива.

 

 

Июль 2013 года

Новое на сайте Vlador.com

 

Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6

24 ноября 2016


Sigma 50-100 /1.8 DC HSM Art

19 ноября 2016



Manfrotto MT055CXPRO4

29 октября 2016


SunwayFoto XB-44

29 сентября 2016


Миф о пар-фокальности

7 сентября 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100