Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR (FX)

 

Обзор и тест объектива Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR (FX) на фотоаппарате Nikon D3x

 

Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR
Рядом с Canon EF 70-200/2.8L USM

В заслуженно популярном, любимом многими фотографами и рекомендуемом каждому мало-мальски серьезно увлекающемуся любителю классе телеобъективов с диапазоном фокусных 70-200 мм до октября прошлого года у Никон было небогато – присутствовал единственный очень недешевый Nikon AF-S Nikkor 70-200/2.8 G ED VR II за 2400 долларов. Стремящимся сэкономить оставалось либо смотреть на предложения от Tamron и Sigma:

  • Sigma 70-200/2.8 EX DG APO OS HSM – 1250 долларов
  • Tamron SP 70-200/2.8 Di VC USD – 1500 долларов
  • Tamron 70-200/2.8 Di LD – 770 долларов,

либо довольствоваться моделями 70-300 и 80-200 мм:

  • Nikon AF Nikkor 70-300/4-5.6 G – 160 долларов
  • Nikon AF-S Nikkor 70-300/4.5-5.6 G IF ED VR – 590 долларов
  • Nikon AF Nikkor 80-200/2.8D ED – 1100 долларов.

 

Особенно обидно ситуация воспринималась в сравнении с главным конкурентом, предлагающим сразу 4 качественные модели в искомом диапазоне фокусных:

Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR
Вид сверху

Лирическое отступление или «палочки должны быть попендикулярны»

Сознательно не использую в обзоре слова «профессиональный» и «полупрофессиональный»: подход спорный, характеристика невнятная и изначально легко поддающаяся критике. Понимаю, трудно избавиться от стремления расставить все по полочкам и разделить по классам, но и ярлыки навешивать негоже. Логичнее отталкиваться от цены и соответствия характеристик товара этой цене, но очень многие с упорством, достойным лучшего применения, тщательно делят все и вся на «профессиональное», «полупрофессиональное» и «любительское», чаще всего основывая «профессионализм» на все той же цене – чем дороже, тем…

 

Так или иначе, 24 октября 2012 года Nikon анонсировал долгожданный объектив Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR, органично дополнивший линейку качественных стабилизированных f/4-моделей (Nikkor AF-S 16-35/4 G ED VR и AF-S 24-120/4 G ED VR). Цену в 1400 долларов низкой не назвать, но она почти на 50% дружелюбнее цены старшей модели, а разницу между f/4 и f/2.8 отчасти компенсирует использование оптического стабилизатора третьего поколения, дающего, по заявлениям Nikon, до 5 ступеней выигрыша.

 

Еще немножко лирики

Насколько тяжелее владельцам Nikon: разница в цене стабилизированного, но f/4, и нестабилизированного, но f/2.8, у Canon составляет 100 долларов, причем последний дороже. Владельцам же Nikon приходится выбирать между героем обзора за 1400 и качественным Nikon AF Nikkor 80-200/2.8D ED за 1100 долларов.

 

Технические характеристики

Оптическая съема (с сайта Никон)
Оптическая съема (с сайта Никон)
  • Диапазон фокусных: 70-200 мм
  • Угол поля зрения (диагональ): 34,3 – 12,3 градуса
  • Оптическая конструкция: 20 элементов в 14 группах, включая 3 ED и 1 HR элемент
  • Диапазон диафрагм: f/4.0 – f/32
  • Количество лепестков диафрагмы: 9, скругленные


  • Привод автофокуса: кольцевой ультразвуковой SWM мотор
  • Минимальная дистанция фокусировки: 1 метр
  • Максимальное увеличение: 0,274х
  • Диаметр светофильтра: 67 мм
  • Размеры: 78*179 мм
  • Вес: 850 грамм


Комплект

Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR
Штативной лапки не хватает

Комплект Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR навскидку должен порадовать покупателя – он  включает в себя:

  • Объектив
  • Переднюю крышку Nikon LC-67
  • Заднюю крышку Nikon LF-4
  • Бленду Nikon HB-60
  • Мягкий чехол Nikon CL-1225
  • Руководство
  • Гарантийный талон

Казалось бы, жаловаться не на что, но, к сожалению, в случае с героем обзора сработал принцип «заразительности дурного примера»: Canon продает свой EF 70-200/4 без штативной лапки (за опциональную «родную» просит 145 долларов), Nikon тоже решил заработать – в комплекте лапы нет, опциональная «родная» Nikon RT-1 стоит 170 долларов. Присутствие на рынке китайских аналогов по 20 долларов не только спасает бережливых фотографов, но и в очередной раз наводит на мысли о цене на «родные» аксессуары: оправданна ли разница в 8.5 раз?

 

Предваряя раздел об эргономике модели замечу: вес объектива в 850 грамм не критичен и его можно использовать без штативной лапки, но она явно не будет лишней, а на небольших фотоаппаратах обеспечит намного более удобную развесовку комплекта при съемке со штатива.

 

Сравнивать комплектацию, так уж сравнивать: кеноновский вариант стабилизированного 70-200/4 выигрывает не только ценой на штативную лапу, но и качеством комплектной бленды – пластик одинаково без нареканий, но внутренняя поверхность бленды героя обзора не покрыта флоком.

 

Изготовление, конструкция, эргономика

Nikon AF-S 70-200/4 VR
Блок переключателей

Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR размерами, компоновкой и качеством изготовления очень напоминает Canon EF 70-200/4 L IS USM (хотя и отличается цветом). Это совсем не копирование: расположение органов управления на корпусе объектива традиционно и оправдано соображениями эргономики, а отменное качество использованных материалов и сборки – немалой ценой.

 

Конструкция героя обзора несет на себе все черты «серьезного» объектива: крепление байонета из металла, кольца зуммирования и ручной фокусировки покрыты нескользящей рифленой резиной, окошко расстояний присутствует, переключателей целых 4 штуки. С блока переключателей и начнем: расположен удобно, любая разболтанность отсутствует, переключения четкие, оперировать легко не глядя. Присутствуют:

  • Переключатель режимов фокусировки
  • Ограничитель диапазона фокусировки (полная/от 3 метров до бесконечности)
  • Переключатель стабилизатора изображения (включен/выключен)
  • Переключатель режимов работы стабилизатора (normal/active).
Nikon AF-S Nikkor 70-200/4G VR
Передний элемент

Широкое (4,5 см) кольцо изменения фокусных расстояний находится перед блоком переключателей (ближе к корпусу фотоаппарата). Центральная часть кольца шириной 3 см покрыта рифленой резиной. Кольцо расположено очень удобно, даже на массивной тушке Nikon D3x им легко оперировать, не меняя привычного хвата. В немалой степени этому способствует отменная механика: Nikon удалось совместить «правильное» усилие с возможностью комфортно вращать кольцо даже одним пальцем. Ход кольца составляет чуть меньше 90 градусов. В остальном: кольцо отлично демпфировано, перемещение равномерное без рывков и заеданий, допуски отсутствуют – кольцо сидит как влитое.

 

Кольцо ручной фокусировки расположено в передней части объектива. Кольцо широкое (47 мм, 33 мм обрезинены), вращается с равномерным и комфортным усилием, убедительно демпфировано, допуски отсутствуют. Ход кольца достаточен для комфортной ручной фокусировки – около 160 градусов.

Nikkor 70-200/4G ED VR
Задний элемент утоплен на 2.5 см

Объектив не меняет размеров ни при зуммировании, ни при фокусировке, передний элемент не вращается. Неподвижным остается и утопленный на 2,5 см задний элемент. Бленда неглубокая (5 см), но довольно узкая и может создать некоторые трудности при использовании поляризационных и градиентных фильтров.

 

Про отличное качество изготовления и материалов уже говорил. Добавлю, что Nikon не относит героя обзора к «защищенным» моделям, хотя резиновый уплотнитель вокруг крепления байонета присутствует.

 

К эргономике претензий нет. Но любителям ручной фокусировки придется часто менять хват левой руки - это особенность не только героя обзора, но большинства телеобъективов с переменными фокусными.

 

Геометрические искажения

Дисторсия на фокусном 70 мм
Дисторсия на фокусном 70 мм

Поведение Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR не отличается от одноклассников: небольшая бочкообразная дисторсия на фокусном 70 мм сменяется подушкообразной по мере роста фокусных. Показатели лучше привычного на фокусном 70 мм и чуть хуже на 200 мм.

 

«Бочка» на 70 мм составляет 0,83% - очень неплохой результат.

Характер дисторсии меняется быстро – «подушка» появляется уже на фокусном 85 мм и к 100 мм ее показатель вырастает до 0,95%.

На фокусном 135 мм подушкообразная дисторсия превышает условно комфортный уровень в 1%, составляя 1,4%.

Наиболее выражены геометрические искажения на фокусном 200 мм – «подушка» достигает 2,2%, что еще не критично, но определенно больше ожидаемого.

Характер дисторсии обычный, при необходимости она легко правится при постобработке.

Дисторсия на 100 мм
Дисторсия на 100 мм
Дисторсия на 135 мм
Дисторсия на 135 мм
Дисторсия на 200 мм
Дисторсия на 200 мм

Разрешение и резкость

Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR заслуживает только похвалы – даже на требовательном к оптике Nikon D3x показанные результаты не вызывают никаких нареканий: объектив можно использовать не задумываясь о выставленном значении диафрагмы на всем диапазоне фокусных расстояний. Резкое падение разрешения происходит лишь при прикрытии диафрагмы ниже f/16.

 

Фокусное 70 мм

 

70 мм

f/4,0

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

97%

100%

96%

90%

Край

81%

85%

86%

83%

Угол

75%

78%

77%

76%

 

Фокусное 135 мм

 

135 мм

f/4,0

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

94%

99%

93%

90%

Край

83%

86%

85%

84%

Угол

78%

78%

80%

78%

 

Фокусное 200 мм

 

200 мм

f/4,0

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

90%

96%

92%

87%

Край

77%

79%

78%

76%

Угол

74%

77%

76%

75%

 

 

89%

103%

отлично

75%

88%

очень хорошо

61%

74%

хорошо

47%

60%

приемлемо

 

47%

плохо

 

Виньетирование 70 мм f/4.0
Виньетирование 70 мм f/4.0

О методе представления информации – в материале «Точка отсчета».

 

Виньетирование

Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR уверенно справляется с виньетированием. Поведение привычное – виньетирование наиболее выражено на открытых значениях диафрагмы. Все хорошо на широком угле: на фокусном 70 мм края и углы затемнены по отношению к центру на 0,9 ступени. Схожий показатель герой обзора выдает и на 85 мм.

Условно комфортный уровень в 1 ступени объектив пересекает по мере роста фокусных: 1,1 ступени на 105 мм, 1.3 ступени на 135 мм и 1,6 ступени на фокусном 200 мм. Показатели невысокие, плюс прикрытие всего на 1 ступень снижает выраженность эффекта до полностью приемлемых значений.

Отличный результат!

Виньетирование 85 мм f/4.0
Виньетирование 85 мм f/4.0
Виньетирование 135 мм f/4.0
Виньетирование 135 мм f/4.0
Виньетирование 200 мм f/4.0
Виньетирование 200 мм f/4.0

Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR
Незначительный фронт-фокус на 70 мм

Автофокус

Работа автофокуса Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR  заслуживает всяческих похвал: практически бесшумно, быстро, точно, уверенно и цепко.

Прогон по всей дистанции фокусировки занимает менее секунды, ограничитель дистанции еще больше сокращает время – менее 0,5 секунды.

Никаких нареканий на цепкость и повторяемость результатов: промахи по вине автофокуса практически отсутствуют, объектив уверенно цепляется за объект даже в сложных условиях освещения.

 

На фокусном 70 мм и f/4.0 тестируемый экземпляр на дистанциях близких к МДФ давал крайне незначительный фронт-фокус – на работу в реальных условиях он никакого влияния не оказывает, но упомянуть стоит.

 

Хроматические аберрации

Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR отлично справляется с хроматическими аберрациями: их уровень на удивление низок. Сказанное не является результатом автоматической внутрикамерной коррекции: ХА невысоки при съемке и в JPEG, и в RAW. Отмечу, что Nikon D3x отменно убирает хроматические аберрации на JPEG кадрах, не оказывая заметного влияния на другие характеристики снимка.

 

Условно комфортный уровень в 0,06% герой обзора превышает лишь при съемке в RAW на фокусном 70 мм и полностью открытой диафрагме – ширина ХА в углах кадра в этом случае составляет 2 пикселя (0,07%). Тот же кадр, снятый в JPEG и подкорректированный фотоаппаратом, дает показатель в 0,4 пикселя или 0,015%.

Прикрытие диафрагмы до f/5.6 снижает выраженность ХА до 0,056% (ширина 1,65 пикселя) и до 0,043% на f/8.0

ХА 70 мм f/4.0, съемка в JPEG
ХА 70 мм f/4.0, съемка в JPEG
ХА 70 мм f/4.0, съемка в RAW
ХА 70 мм f/4.0, съемка в RAW
ХА 70 мм f/5.6, съемка в RAW
ХА 70 мм f/5.6, съемка в RAW

По мере роста фокусных ХА снижаются до полностью приемлемого уровня даже на RAW снимках, сделанных на полностью открытой диафрагме. На фокусном 135 мм и f/4.0 ширина ХА в углах кадра составляет 1 пиксель или 0,034%. На фокусном 200 мм и f/4.0 – 0,8 пикселя или 0,031%. Прикрытие диафрагмы еще больше снижает уровень ХА.

 

С окраской зон вне фокуса тоже все в полном порядке: даже на f/4.0 она не досаждает и скорее угадывается, а не присутствует на снимках.

ХА 135 мм f/4.0, съемка в RAW
ХА 135 мм f/4.0, съемка в RAW
ХА 200 мм f/4.0, съемка в RAW
ХА 200 мм f/4.0, съемка в RAW

Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR
С рук, фокусное 200 мм, выдержка 1/10 секунды

Стабилизатор изображения

Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR оборудован системой стабилизации изображения третьего поколения. Производитель заявлял выигрыш в 5 ступеней (4 ступени при оценке в соответствии со стандартами CIPA).

 

Признаюсь, что у меня нечасто получается добиться от тестируемой техники соответствия заявленной эффективности стабилизатора. Герой обзора – один из случаев, когда я согласен с рекламной оценкой: 4 ступени выигрыша достигаются стабильно часто. 1/10 секунды для фокусного 200 мм становится совершенно рабочей выдержкой (на выдержке 1/3 секунды и 200 мм на большинстве кадров присутствует "смаз"). На фокусном 70 мм неплохие результаты доступны вплоть до выдержки в 1/2 ступени. Добавлю, что система стабилизации работает непривычно тихо.

 

Загадкой остался смысл двух режимов работы стабилизатора – обычного и активного (normal/active). Я даже посвятил некоторое время попыткам «почувствовать разницу». Не удалось, нужно будет на досуге разобраться. Nikon советует включать «активный» режим тогда, когда фотограф находится в движении (съемка из автомобиля, лодки, при ходьбе) и обещает, что этот режим дает выигрыш от более стабильного изображения в видоискателе. Я ощутимой разницы не ощутил.

 

Так или иначе, стабилизатор изображения Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR заслуживает самой высокой оценки: один из самых эффективных из знакомых.

 

Изображение, контровый свет

Качество формируемого изображения не вызывает нареканий ни цветопередачей, ни контрастностью. «Рисунок» можно назвать «строгим, но не скучным».

Боке «мягкое», правильное и приятное, фокусные расстояния позволяют герою обзора убедительно выделить объект съемки.

 

Использование «нано-покрытия» элементов не избавило Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR от способности «ловить зайцев» в сложных условиях освещения. Следует отметить, что контрастность страдает очень редко, но использование бленды рекомендуется настоятельно.

 

Заключение

Nikon Nikkor AF-S 70-200/4 G ED VR – еще один «честный» объектив, работающий так, как нужно и должно, и не требующий подхода «семь пишем, два на ум пошло»: на всех рабочих диафрагмах и на всем диапазоне фокусных объектив формирует привлекательное, качественное изображение. Придраться можно только к не всегда уверенной работе в контровом свете, во всех остальных дисциплинах объектив отработал только на «хорошо и отлично», а работа стабилизатора изображения заслуживает отдельной похвалы. Сказанное дополняется отличным качеством изготовления и отсутствием претензий к эргономике модели.

 

Рекомендую.

 

Благодарю компанию Никон за предоставленную возможность тщательно и без спешки познакомиться с объективом.

 

 

Декабрь 2013 года

Новое на сайте Vlador.com

 

Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6

24 ноября 2016


Sigma 50-100 /1.8 DC HSM Art

19 ноября 2016



Manfrotto MT055CXPRO4

29 октября 2016


SunwayFoto XB-44

29 сентября 2016


Миф о пар-фокальности

7 сентября 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100