Pentax SMC DA 18-55/3.5-5.6 AL WR

 

Обзор и тест китового объектива Pentax SMC DA 18-55/3.5-5.6 AL WR

Pentax SMC DA 18-55/3.5-5.6 AL WR
Pentax SMC DA 18-55/3.5-5.6 AL WR

Неоднократно слышал мнение о превосходстве китовых объективов Pentax над аналогами от других систем; проверить лично возможности не было, но информацию «к размышлению» я принимал.

 

Пришедший на тест Pentax K-5 II был укомплектован «топовым китом» компании, если понятие «топовый» применимо к этому типу объективов - Pentax SMC DA 18-55/3.5-5.6 AL WR. Два предлагаемых Pentax варианта комплектных объективов различаются пыле и влагозащитой: модель подороже и «продвинутей» с аббревиатурой WR (weather resistant) ей оборудована, та, что подешевле – нет:

  • Pentax SMC DA 18-55mm f/3.5-5.6 AL II, анонсирован 23 января 2008 года
  • Pentax SMC DA 18-55/3.5-5.6 AL WR, анонсирован 20 мая 2009 года

Технические характеристики

  • Байонет: K-AF
  • Фокусное расстояние: 18 - 55 мм
  • Эквивалентные фокусные: 27 - 82.5 мм
  • Угол поля зрения: 76 – 29 градусов
  • Оптическая конструкция: 11 элементов в 8 группах, включая 1 асферический и 1 из стекла с ультра-низкой дисперсией
  • Диапазон диафрагм: f/3.5-5.6 – f/22-38
  • Минимальная дистанция фокусировки: 25 см
  • Максимальное увеличение: 0.34х
  • Диаметр светофильтра: 52 мм
  • Вес 230 г
  • Размеры: 67.5*68.5 мм

Комплект поставки

  • Объектив
  • Передняя крышка O-LC52
  • Задняя крышка
  • Бленда PH–RBC 52
  • Инструкция по эксплуатации
  • Гарантийный талон
Pentax SMC DA 18-55/3.5-5.6 AL WR
Окошко на бленде

Присутствие даже самой завалящей бленды в комплекте китового объектива – явление нечастое и откровенно радующее, а комплектная бленда Pentax PH–RBC 52 - качественная, из отличного пластика, ставится на объектив легко, держится крепко. Бленда даст фору большинству даже дорогих бленд присутствием окошка со съемной крышкой для комфортной работы с поляризационным и градиентным фильтрами. Такую конструкцию я встречаю впервые и не отказался бы от того, чтобы ее переняли и другие производители: на самом деле оперировать поляриком намного удобнее. На прилагаемом снимке для наглядности бленда надета вверх ногами: в рабочем положении окошко располагается снизу. В положении для транспортировки бленда не закрывает кольцо изменения фокусных.

Pentax DA 18-55/3.5-5.6 WR
Рядом с Nikon DX 18-55

Материалы, конструкция и изготовление

В сравнении с аналогами от других производителей Pentax DA 18-55/3.5-5.6 AL WR однозначно выигрывает: использованные материалы качественнее, конструкция намного более «объективная», чем можно ожидать от китовой модели. Объектив выглядит и ощущается очень неплохо. Сборка качественная, допуски минимальны, разболтанность отсутствует.

На присутствии функциональной бленды в комплекте «приятности» не заканчиваются: кольца изменения фокусных и фокусировки покрыты рифленой резиной отличного качества, на передний срез объектива нанесена шкала расстояний, но главное – присутствуют еще две совершенно не характерные для этого класса оптики черты – металлическое крепление байонета и пыле/влаго защита. Добавим к этому то, что присутствием специальных элементов в оптической конструкции (асферического и SLD) Pentax DA 18-55/3.5-5.6 WR также не ограничивается: оптические элементы обладают многослойным просветлением SMC, а передний элемент использует фирменное покрытие SP (super protection) на основе соединений фтора, обеспечивающее легкость чистки и меньшую склонность к загрязнению.

Pentax SMC DA 18-55/3.5-5.6 AL WR
Металл и пластмасса

Объектив меняет размеры при зуммировании и фокусировке. Он наиболее компактен в положении 35 мм и выдвигает на 7 мм хобот к положению 18 и 55 мм. Еще около 4 мм добавляет фокусировка к положению минимальной дистанции. Передний элемент при фокусировке не вращается.

 

Кольцо изменений фокусных расположено удобно, вращается плавно с комфортным усилием, на удивление отсутствует ощущение «пластмасса по пластмассе». Кольцо широкое – 3 см, из которых 2,5 см покрыто резиной. Ход кольца короткий, около 80 градусов.

Кольцо ручной фокусировки занимает весь передний край объектива, ширина кольца 14 мм, 8 из которых покрыты рифленой резиной. Ход кольца около 100 градусов, плавный, без рывков.

С системой автофокуса связаны и плюсы и минусы конструкции объектива. К плюсам можно отнести систему Quick-Shift Focus (Быстрой смены режима), позволяющую использовать кольцо ручной фокусировки в режиме автофокуса. К минусам поменьше: отсутствие встроенного мотора автофокуса (приводится в действие фотоаппаратом через «отвертку». К настоящим минусам: вращение кольца фокусировки в режиме автофокуса. Искупает «вину» объектива лишь удобное расположение кольца (хотя оно нет-нет, да попадает под руку) и принадлежность к классу «китовых» объективов, для которых вращающееся кольцо скорее данность, чем неожиданность.

Pentax SMC DA 18-55/3.5-5.6 AL WR – модель с переменной максимальной диафрагмой, которая зависит от фокусного расстояния:

  • Максимальная диафрагма на 18 мм – f/3.5
  • Максимальная диафрагма на 19-34 мм – f/4.0
  • Максимальная диафрагма на 35-49 мм – f/4.5
  • Максимальная диафрагма на 50-55 мм – f/5.6
Дисторсия на 18 мм
Дисторсия на 18 мм

Претензии к качеству материалов, конструкции и изготовлению отсутствуют: явно ощущается, что в приоритетах производителя было не максимальное удешевление и экономия, но попытка найти золотую середину между себестоимостью и характеристиками и предоставить потребителю максимально «настоящий» объектив.

 

Геометрические искажения

Pentax DA 18-55/3.5-5.6 WR отличается характерным для этого класса объективов поведением: на широком угле присутствует ярко выраженная бочкообразная дисторсия, переходящая в легкую «подушку» по мере роста фокусных. В середине диапазона объектив практически свободен от геометрических искажений. Тем не менее, показанные значения совершенно не «зашкаливают», а с учетом класса объектива могут считаться очень неплохим результатом.

На фокусном 18 мм уровень дисторсии составляет внушительные 3%.

Дисторсия на 24 мм
Дисторсия на 24 мм
Дисторсия на 35 мм
Дисторсия на 35 мм

На фокусном 24 мм сохраняется выраженная «бочка» в 1,5%.

На фокусном 35 мм объектив практически свободен от дисторсии: уровень в 0,05% сравним с погрешностью измерений.


Дисторсия на 55 мм
Дисторсия на 55 мм

После 40 мм объектив начинает показывать легкую «подушку», не превышающую даже на фокусном 55 мм полностью комфортного уровня в 0,5%.

 

Резкость и разрешение

Соответствуют классу объектива. Признаюсь, что механические характеристики и качество изготовления внушали надежду на отличное выступление и в этой дисциплине. Надежды не оправдались: все очень неплохо, явных провалов нет, но и превосходство над аналогами отсутствует – неплохие для «кита» результаты, но не выдающиеся.

Падение к краям и углам, 18 мм f/3.5
Падение к краям и углам, 18 мм f/3.5

 

Центр неплох уже на открытых диафрагмах, края и углы откровенно оставляют желать, вернее, «прикрывать» минимум на 1 ступень. На f/8.0 картинка не вызывает нареканий на всех фокусных.

 

 

 

 

 

 

На фокусном 18 мм

 

18 mm

f/3,5

f/4,0

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

78%

82%

91%

95%

88%

Край

67%

69%

75%

79%

82%

Угол

51%

54%

60%

70%

76%

 

На фокусном 24 мм

 

24 mm

f/4,0

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

79%

93%

98%

90%

Край

71%

77%

81%

83%

Угол

57%

64%

75%

77%

 

На фокусном 35 мм

 

35 mm

f/4,5

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

82%

95%

100%

90%

Край

74%

79%

85%

84%

Угол

64%

73%

79%

81%

 

На фокусном 55 мм

 

55 mm

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

80%

92%

88%

Край

75%

81%

83%

Угол

59%

70%

75%

 

 

91%

104%

отлично

78%

90%

очень хорошо

65%

77%

хорошо

52%

64%

приемлемо

 

51%

плохо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виньетирование 18 мм f/3.5
Виньетирование 18 мм f/3.5

О методе представления данных – в материале «Точка отсчета».

 

 

Виньетирование

 

Pentax DA 18-55/3.5-5.6 WR очень неплохо умеет бороться с виньетированием. Комфортный уровень в 1 ступень затемнения по углам кадра модель превышает лишь на широком угле и открытой диафрагме:

На фокусном 18 мм и f/3.5 затемнение по углам кадра составляет 1,3 ступени; 1,2 ступени на f/4.0 и снижается ниже 1 EV на f/5.6

Виньетирование 55 мм f/5.6
Виньетирование 55 мм f/5.6

Уровень в 1 ступень (1.1 EV) превышен еще на фокусном 24 мм и полностью открытой диафрагме. На всех остальных диафрагмах и фокусных расстояниях виньетирование не превышает 1 ступень. На фокусном 55 мм и f/5.6 его уровень составляет 0,7 EV.

 

Автофокус

 

Начну с замечания: тестируемый экземпляр старательно фокусировался перед точкой фокусировки. К счастью, поведение было схожим на всех фокусных и ошибка легко поправилась внесением поправки в фотоаппарат.

Фронт-фокус
Фронт-фокус

В остальном без особых нареканий. Не знаю, заслуга это объектива или нового блока автофокуса в Pentax K-5 II, но модель отметилась отменной «цепкостью» и уверенной работой в сложных условиях освещения.

 

Скорость автофокуса на удивление высока для «отверточного» объектива, озвучка процесса присутствует, но не раздражает. Периодические промахи присутствуют, но не превышают привычного для этого класса объективов уровня.

 

Хроматические аберрации

Pentax SMC DA 18-55/3.5-5.6 AL WR довольно неплохо справляется с хроматическими аберрациями, хотя на открытых значениях диафрагмы их уровень несколько выше желательного.

Ожидаемо наиболее проблематично фокусное 18 мм, где ширина ХА на полностью открытой диафрагме составляет 2 пикселя, незначительно снижается на f/4.0 и f/5.6 и опускается до комфортных значений лишь на f/8.0

С ростом фокусных ситуация несколько улучшается

ХА 24 мм f/4.0
ХА 24 мм f/4.0
ХА 35 мм f/4.5
ХА 35 мм f/4.5

На фокусном 24 мм и полностью открытой диафрагме ширина ХА равна 1,6 пикселя, чуть превышает комфортный уровень в 1 пиксель на f/5.6 и снижается до 0,7 пикселя на f/8.0

На фокусном 35 мм и открытой диафрагме – 1,3 пикселя, уже на f/5.6 – 0.9 пикселя.


ХА 55 мм f/5.6
ХА 55 мм f/5.6

На удивление неплохо Pentax повел себя на фокусном 55 мм: всего 1,1 пиксель на полностью открытой диафрагме. Рекомендации схожи с рекомендациями к разделу о резкости модели: уровень ХА, как и резкость, не будет вызывать проблем на прикрытых до f/8.0 диафрагмах на всех фокусных расстояниях.

 

Заключение

Pentax SMC DA 18-55/3.5-5.6 AL WR понравился: для «китового» объектива он более чем достойно выступил во всех тестовых дисциплинах, а конструкцией, материалами, сборкой и дополнительными «приятностями» явно выделяется среди одноклассников.

Чуть хуже ожидаемого показатели резкости, намного лучше – стойкость к переотражениям и уверенность при работе в сложных условиях освещения, неплохая картинка с правильной цветопередачей.

 

 

 

февраль 2013 года

Новое на сайте Vlador.com

 

Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6

24 ноября 2016


Sigma 50-100 /1.8 DC HSM Art

19 ноября 2016



Manfrotto MT055CXPRO4

29 октября 2016


SunwayFoto XB-44

29 сентября 2016


Миф о пар-фокальности

7 сентября 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100