Sigma AF 120-400/4.5-5.6 APO DG HSM OS

 

Тест и обзор объектива Sigma AF 120-400/4.5-5.6 DG HSM OS

 

Sigma AF 120-400/4.5-5.6 DG HSM OS
Sigma AF 120-400/4.5-5.6 DG HSM OS




Sigma давно оккупировала сегмент теле-объективов с переменным фокусным расстоянием с фокусным, превышающим 300 мм: дешевыми такие модели назвать сложно и компания успешно конкурирует с другими производителями, предлагая широкий выбор объективов по самым разным ценам (в порядке возрастания цены):

  • Tamron 200-500/5-6.3 SP AF Di LD (IF) – 950 долларов
  • Sigma AF 120-400/4.5-5.6 DG OS HSM APO – 1000 долларов
  • Sigma AF 150-500/5-6.3 DG OS HSM APO –    1070
  • Sigma AF 50-500/4.5-6.3 APO DG OS HSM –   1660
  • Nikon AF 80-400/4.5-5.6D ED VR -                  1675
  • Canon EF 100-400/4.5-5.6L IS USM –              1700
  • Sony 70-400/4-5.6 G Alpha –                          2000
  • Sony 70-400/4-5.6 G2 –                                  2200
  • Nikon AF 80-400/4.5-5.6G ED VR –                  2700
  • Nikon AF-S 200-400/4G ED VR II –                  6750
  • Sigma AF 300-800/5.6 EX DG APO IF HSM –   8000 долларов
  • Sigma AF 200-500/2.8 EX DG APO IF –           26 000 долларов
Sigma AF 120-400/4.5-5.6 DG HSM OS
Sigma AF 120-400/4.5-5.6 DG HSM OS

В начале 2008 года фирма закрепила свои позиции, анонсировав 31 января сразу три объектива 300+ мм:

  • Sigma AF 150-500/5-6.3 DG OS HSM APO
  • Sigma AF 200-500/2.8 EX DG APO IF
  • Sigma AF 120-400/4.5-5.6 DG HSM OS

 

Последняя модель, AF 120-400/4.5-5.6, будет героем сегодняшнего обзора. Объектив пришел на замену популярной Sigma AF 135-400/4.5-5.6 APO Aspherical, выпускавшейся с 1996 по 2008 год (с 2005 – с указанием DG в названии) и Sigma AF 80-400/4.5-5.6 EX DG APO OS (2005 – 2008 годы). Объектив выпускается в вариантах под Canon, Nikon и Sigma с оптическим стабилизатором, под Sony без стабилизатора и под Pentax без стабилизатора и ультразвукового мотора в приводе автофокуса.

 

Технические характеристики

Оптическая схема (с сайта Sigma)
Оптическая схема (с сайта Sigma)
  • Диапазон фокусных расстояний: 120 – 400 мм
  • Угол поля зрения: 20,4 – 6,2 градуса
  • Оптическая конструкция: 21 элемент в 15 группах, включая 3 SLD элемента

 

  • Привод автофокуса: ультразвуковой HSM мотор
  • Диапазон диафрагм: f/4.5-5.6 – f/22-29
  • Количество лепестков диафрагмы: 9
  • Минимальная дистанция фокусировки: 150 см
  • Максимальное увеличение: 0,24х
  • Диаметр светофильтра: 77 мм
  • Размеры: 93*204 мм
  • Вес: 1750 грамм

Выпускаются варианты: Canon, Nikon, Pentax, Sigma и Sony

Sigma AF 120-400/4.5-5.6 APO
Чехол рядом с чехлом от EF 70-200/2.8 L

Комплект поставки

Sigma AF 120-400/4.5-5.6 DG HSM OS не относится к топовой линейке объективов компании – в названии отсутствует «EX», но это не помешало сделать комплект максимально полным:

  • Объектив
  • Передняя и задняя крышки
  • Полужесткий чехол для хранения и переноски
  • Штативная лапка Sigma TS-31
  • Бленда Sigma LH 830-01
  • Руководство по эксплуатации
  • Гарантийный талон

Подчеркну присутствие отменного чехла, качественной бленды и съемной штативной лапки. Последняя очень удобна для переноски комплекта в руке.

Sigma AF 120-400/4.5-5.6 DG HSM
Следы активной эксплуатации

Конструкция, изготовление, эргономика

Sigma AF 120-400/4.5-5.6 DG HSM OS весом и габаритами явно заявляет о своей «серьезности» - объектив тяжелый, размеров немалых, не всякая фотосумка позволит взять его с собой, да и носить почти 2 кг «на всякий случай» тоже вряд ли получится. К изготовлению и использованным материалам претензий нет: качественный пластик, традиционная для Sigma шероховатая поверхность, крепление байонета металлическое, окошко расстояний в наличии, разболтанность и допуски отсутствуют полностью. Разницы с EX-моделями я, честно говоря, не заметил.

Тестируемый экземпляр несет на себе многочисленные следы активной эксплуатации: объектив явно использовался по назначению, а не пролеживал на полке.

Sigma 120-400/4.5-5.6 OS
Передний элемент

Органы управления представлены кольцами ручной фокусировки и изменения фокусных расстояний, переключателями режимов работы оптического стабилизатора и фокусировки и замком, запирающим объектив в положении 120 мм.

 

Начнем с последнего. Sigma AF 120-400/4.5-5.6 DG HSM меняет свои размеры при изменении фокусных расстояний: передний элемент выдвигается почти на 7 см вперед к положению 400 мм. «Хобот» однокамерный, на тестовом экземпляре сидит как влитой, без любого намека на разболтанность, но склонность к самостоятельному изменению фокусных при наклоне объектива присутствует. Вернее, не склонность, а стремление: даже без бленды и фильтра смотрящий передним элементом вниз объектив медленно и степенно раскладывается до положения 400 мм и складывается обратно, направленный передним элементом вверх. С блендой и светофильтром процесс не убыстряется, оставаясь плавным и размеренным, но уменьшается угол наклона объектива, требующийся для складывания/раскладывания. Запирающий передний элемент в положении 120 мм замок не блажь, а крайне необходимый при переноске конструктивный элемент.

Sigma 120-400/4.5-5.6 DG HSM
Задний элемент

Кольцо зуммирования находится в передней части объектива, относительно удобно, но если бы его поменять местами с кольцом ручной фокусировки, было бы удобнее. Кольцо широкое – 42 мм, центральная часть шириной 3 см покрыта рифленой резиной. Уже говорил, что сидит плотно, не играет. Ход кольца плавный, усилие равномерное и комфортное. Ход кольца чуть меньше 90 градусов.

Добавлю, что для меня реализация зуммирования Сигмы намного предпочтительнее помповой конструкции Canon EF 100-400/4.5-5.6 L IS.

Sigma 120-400/4.5-5.6 HSM OS
Рядом с Canon EF 70-200/2.8 L USM

Кольцо ручного фокуса расположено почти в центре объектива. Кольцо широкое, 28 мм (18 мм обрезинены), люфты отсутствуют, кольцо демпфировано, ход плавный, без рывков, чуть легче привычного. Ход кольца составляет около 140 градусов.

 

Переключатели режима фокусировки и оптического стабилизатора расположены удобно, ими легко оперировать, не меняя положения руки. Переключатель стабилизатора имеет три положения:

  • Off – стабилизация отключена (рекомендуется при съемке со штатива)
  • 1 – обычный режим, стабилизация по горизонтальной и вертикальной осям
  • 2 – режим для панорамной съемки и съемки с проводкой (работает стабилизация только по вертикальной оси)

 

Sigma AF 120-400/4.5-5.6 DG HSM OS
Еще раз рядом с EF 70-200/2.8 L USM

Sigma AF 120-400/4.5-5.6 DG HSM OS – объектив с переменными значениями максимальной и минимальной диафрагмы, зависящими от выбранного фокусного расстояния:

  • 120 – 130 мм: f/4.5 – f/22
  • 131 – 200 мм: f/5.0 – f/25
  • 201 – 400 мм: f/5.6 – f/29

 

Объектив понравился качеством изготовления и конструкцией. Им удобно работать настолько, насколько это возможно при таких весогабаритных характеристиках. Производитель заявляет о совместимости модели с телеконвертерами Sigma AF 1.4x и 2x EX; проверить не удалось.

Дисторсия на 120 мм
Дисторсия на 120 мм

 

Геометрические искажения

 

Sigma AF 120-400/4.5-5.6 DG HSM приятно удивила контролем над геометрическими искажениями. На фокусном 120 мм объектив практически свободен от дисторсии – значение не превышает 0,1%. Подушкообразная дисторсия начинает проявляться с ростом фокусных, но комфортный уровень в 1% не превышается даже в положении 400 мм.

Дисторсия на 150 мм
Дисторсия на 150 мм
Дисторсия на 200 мм
Дисторсия на 200 мм
Дисторсия на 250 мм
Дисторсия на 250 мм

На фокусном 150 мм – «подушка» в 0,4%

На фокусном 200 мм – «подушка» в 0,64%

На фокусном 250 мм – «подушка» в 0,5%


Дисторсия на 300 мм
Дисторсия на 300 мм
Дисторсия на 400 мм
Дисторсия на 400 мм

На фокусном 300 мм – «подушка» в 0,7%

На фокусном 400 мм – «подушка» в 0,83%


Кроп 100% без обработки. Центр кадра, 400 мм f/5.6
Кроп 100% без обработки. Центр кадра, 400 мм f/5.6

Отличный результат! Сложно представить себе ситуацию, когда понадобится коррекция геометрических искажений при постобработке.

 

Разрешение и резкость

Sigma AF 120-400/4.5-5.6 DG HSM не разочаровала. Придираться есть к чему, но я ожидал много худших результатов. Начнем с плохого: на фокусных 120 – 150 мм для того, чтобы добиться равномерно резкой по полю картинки, диафрагму нужно прикрывать до f/11 – иначе углы кадра могут досаждать.

Теперь о хорошем: откровенно «провальных» фокусных у объектива нет – он честно и с достоинством выполняет свою работу даже в диапазоне 300 – 400 мм. Я предполагал несколько иное поведение: резкий центр, хороший широкий угол с постепенным падением резкости по мере роста фокусных и невнятный диапазон после 300 мм (ради которых этот объектив и покупают). Герой обзора приятно удивил – 400 мм не «довесок», а полностью рабочее фокусное.

Сигма редко показывает «отличные» значения разрешения, но искупает это ровными результатами и убедительной резкостью в диапазоне «теле». Понятно, что на открытых значениях диафрагмы изображение «мягковато», но прикрытый уже на одну ступень объектив выдает полностью приемлемую картинку.

Добавлю, что резкого падения разрешения нет и на f/16 – можно не задумываясь использовать и это значение диафрагмы.

 

Фокусное 100 мм

 

100 мм

f/4,5

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

85%

93%

100%

98%

Край

78%

84%

90%

89%

Угол

65%

75%

82%

83%

 

Фокусное 200 мм

 

200 мм

f/5,0

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

84%

87%

93%

92%

Край

72%

78%

87%

85%

Угол

67%

70%

85%

83%

 

Фокусное 300 мм

 

300 мм

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

81%

89%

87%

Край

69%

84%

82%

Угол

63%

73%

74%

 

Фокусное 400 мм

 

400 мм

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

83%

90%

86%

Край

74%

87%

84%

Угол

70%

79%

82%

 

 

98%

113%

отлично

83%

97%

очень хорошо

67%

82%

хорошо

53%

66%

приемлемо

 

52%

плохо

 

 

 

 

 

 

 

 

О методе представления данных – в материале «Точка отсчета».

Виньетирование 120 мм f/4.5
Виньетирование 120 мм f/4.5

 

Виньетирование

 

Поведение Sigma AF 120-400/4.5-5.6 DG HSM ожидаемо: виньетирование присутствует на всех фокусных и наиболее выражено на открытых значениях диафрагмы и по краям диапазона.

На фокусном 120 мм и f/4.5 затемнение в углах кадра достигает внушительных 2 ступеней, снижаясь до 1,1 ступени на f/5.6 и до относительно комфортного значения в 0,85 ступени на f/8.0

На фокусном 150 мм и f/4.5 виньетирование в углах кадра составляет 1,7 ступени, на f/5.6 – 0.9 ступени и на f/8.0 – 0,7 ступени.

Виньетирование 200 мм f/5.0
Виньетирование 200 мм f/5.0
Виньетирование 250 мм f/5.6
Виньетирование 250 мм f/5.6
Виньетирование 300 мм f/5.6
Виньетирование 300 мм f/5.6

Фокусное 200 мм и полностью открытая диафрагма – 1.3 ступени, f/5.6 – 0,85 ступени и 0,6 ступени на f/8.0

В положении 250 мм и f/5.6 – 1.45 ступени, 1.15 ступени на f/8.0

Фокусное 300 мм и f/5.6 – 1.6 ступени, на f/8.0 – 1,2 ступени


Виньетирование 400 мм f/5.6
Виньетирование 400 мм f/5.6

На фокусном 400 мм и полностью открытой диафрагме – 2,1 ступени. На f/8.0 – 1.4 ступени. Даже на f/11 значение в 1,05 ступени превышает относительно комфортный уровень.

 

Автофокус

В приводе автофокуса Sigma AF 120-400/4.5-5.6 DG HSM используется кольцевой ультразвуковой мотор – процесс практически бесшумен и не вызывает нареканий по скорости. Прогон от минимальной дистанции фокусировки до бесконечности занимает чуть больше 1 секунды, что сравнимо с одноклассниками. Думаю, что если бы производитель оборудовал модель ограничителем расстояний фокусировки (полный диапазон и, скажем, от 5 метров до бесконечности), то придираться к скорости было бы просто невозможно.

Фронт-фокус, 120 мм f/4.5
Фронт-фокус, 120 мм f/4.5

Нареканий на цепкость автофокуса практически нет: несмотря на невысокую светосилу объектива, он уверенно цепляется за объект даже в сложных условиях освещения.

Промахи по вине автофокуса случаются, но их количество находится в допустимых пределах.

Объектив довольно шустро работает в режиме LiveView – не рекордсмен, но совершенно точно не аутсайдер.

 

Теперь о грустном: тестируемый экземпляр на моем фотоаппарате отличался небольшой склонностью к фронт-фокусу в диапазоне 120 – 200 мм и попадал точно в цель на 250 – 400 мм. Именно тот случай, когда «хвост вытащишь – нос завязнет» и внутрикамерная подстройка не помогает. Наиболее явно фронт-фокус проявлялся на широком угле, когда для попадания объекта в ГРИП приходилось прикрывать диафрагму до f/8.0 или вносить поправку вручную (благо HSM-привод позволяет делать это, не переключая режима фокусировки). В диапазоне 150 – 200 мм прикрытие диафрагмы до f/5.6 делало результат полностью приемлемым, хотя для достижения максимальной резкости поправка также не была лишней.

ХА 120 мм f/4.5
ХА 120 мм f/4.5

Хроматические аберрации

 

Объектив отлично контролирует хроматические аберрации. Значения не выходят за приемлемые на всем диапазоне фокусных расстояний и диафрагм. На широком угле и f/4.5 ширина хроматических аберраций в углах кадра не превышает 0,6 пикселя, снижаясь до 0,4 пикселя на f/5.6 и до 0,25 пикселя на f/8. Все в порядке на 150 мм: 0,31 пикселя на полностью открытой диафрагме, на f/5.6 - 0,43 пикселя и 0,42 на f/8.

ХА 200 мм f/5.0
ХА 200 мм f/5.0
ХА 300 мм f/5.6
ХА 300 мм f/5.6
ХА 400 мм f/5.6
ХА 400 мм f/5.6

Фокусное 200 мм: f/5.0 – 0.16 пикселя, f/5.6 – 0,39 пикселя, f/8.0 – 0.42 пикселя.

Фокусное 250 мм: f/5.6 – 0,4 пикселя, f/8.0 – 0.4 пикселя.

В положении 300 мм и f/5.6 – 0,8 пикселя, на f/8.0 – 0,6 пикселя.

Все в полном порядке и на фокусном 400 мм с шириной ХА в 0,43 пикселя на f/5.6 и 0,7 пикселя на f/8.


Размытие на 120 мм f/4.5
Размытие на 120 мм f/4.5

Стабилизатор изображения

Производитель заявляет эффективность оптического стабилизатора Sigma AF 120-400/4.5-5.6 DG HSM OS в 4 ступени. Добиться результатов, близких к заявленным, мне не удалось: 2 ступени стабильны, 3 ступени выигрыша достигаются редко и бессистемно.

Добавлю, что стабилизатор не ограничивает себя в звуковом сопровождении процесса – один из самых громких из встреченных мной.

 

Картинка, контровый свет

Формируемое Sigma AF 120-400/4.5-5.6 DG изображение понравилось. Сочное, контрастное, с ярким живым цветом на всех фокусных и диафрагмах. Оговорюсь, что я никогда не считал недостатком не совсем нейтральную цветопередачу многих моделей компании («Сигма желтит и теплит»), более того – редко правлю эффект при постобработке, хотя сделать это несложно.

Sigma 120-400/4.5-5.6 OS HSM
Sigma 120-400/4.5-5.6 OS HSM

Стойкость при работе в сложных условиях освещения оценить можно на «троечку» без бленды и на «4 с плюсом» при надетой бленде.

Несмотря на невысокую светосилу, герой обзора способен размывать зону вне резкости даже на широком угле - фокусные расстояния помогают.

Максимальное увеличение в 0,24х не выглядит выдающимся, но минимальная дистанция фокусировки в 150 см и фокусное 400 мм позволяет успешно использовать его для снимков «а-ля макро».

 

Заключение

Sigma AF 120-400/4.5-5.6 DG HSM OS понравилась и пришлась по душе. Очень ровные достойные результаты по всем дисциплинам, а успешный контроль над хроматическими аберрациями и отличная геометрия заслуживают похвалы. Впечатление несколько портит недоразумение с точностью автофокуса в диапазоне 120 – 200 мм, но признаюсь честно – прогулки с объективом показали, что уверенная работа в диапазоне 250 – 400 мм заставляет относиться к этому именно как к «недоразумению»: 80% снимков, приносимых с прогулки, приходятся именно на беспроблемный диапазон фокусных.

Выбор между героем обзора и Canon EF 100-400 L IS нелегок: за Кеноном небольшое, но преимущество в разрешающей способности, дополнительные 20 мм и резкость по всему полю кадра на широком угле, он легче и компактнее, но намного дороже, да и помповая конструкция многих не привлекает. Какой из двух лучше по совокупности характеристик, я решить так и не смог, что, наверное, является лучшим аргументом к рассмотрению Sigma AF 120-400/4.5-5.6 DG HSM OS в качестве кандидата на покупку.

 

Запнулся я на выяснении того, что предпочтительнее – минус 400 грамм и полтора сантиметра, но плюс 70% к цене (или 700 долларов)? Обоснованно сравнить доллары с граммами не удалось, но это не мешает мне рекомендовать героя сегодняшнего обзора.

 

Благодарю Владимира (www.foto-canon.com) за предоставленный на тест экземпляр объектива.

 

 

Май 2013 года

Новое на сайте Vlador.com

 

Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6

24 ноября 2016


Sigma 50-100 /1.8 DC HSM Art

19 ноября 2016



Manfrotto MT055CXPRO4

29 октября 2016


SunwayFoto XB-44

29 сентября 2016


Миф о пар-фокальности

7 сентября 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100