Sony E 10-18/4 ED OSS

 

Обзор и тест объектива Sony E 10-18mm f/4 ED OSS SEL1018 на фотоаппарате Sony Alpha 6000

 

 

Sony E 10-18/4 ED OSS
Sony E 10-18/4 ED OSS

Герой сегодняшнего обзора, объектив Sony E 10-18/4 ED OSS, был анонсирован в сентябре 2012 года, одновременно с еще двумя объективами, рассчитанными на APS-C фотоаппараты Sony E-mount - Sony E 16-50 OSS и Sony E 35/1.8 OSS.

 

Прямых конкурентов у объектива, за который просят 850 долларов США (цены по версии B&H на момент написания обзора), нет. Sony E 10-18/4 конкурирует скорее с моделями с постоянным фокусным расстоянием:

  • Rokinon (Samyang) 10/2.8 ED – 400 долларов
  • Rokinon (Samyang) 12/2.0 NCS CS – 330
  • Zeiss Touit 12/2.8 – 700 долларов
  • Samyang 14/2.8 ED AS – 325
  • Sony E 16/2.8 – 250 долларов

Voigtlander Heliar 10/5,6 волюнтаристски оставлен вне списка из-за цены в 1100 долларов.

 

Заявленные технические характеристики

Оптическая схема
Оптическая схема

Байонет: Sony E  

Фокусное расстояние: 10-18 мм  

Эквивалентное фокусное расстояние: 15-27 мм

Угол поля зрения (диагональ): 109 – 76 градусов  

Оптическая конструкция: 10 элементов в 8 группах, включая 3 асферических и 1 Super-ED элемент

Диапазон диафрагм: f/4 – f/22 

Количество лепестков диафрагмы: 7, скругленные  

Минимальная дистанция фокусировки: 25 см  

Максимальное увеличение: 0,1х  

Диаметр светофильтра: 62 мм  

Размеры: 63.5*70 мм  

Вес: 225

 

Комплект

Sony E 10-18/4 ED OSS
Комплект

Sony E 10-18/4 ED OSS продается в стандартном комплекте, включающем в себя:

  • Объектив
  • Переднюю и заднюю крышки
  • Бленду Sony ALC-SH123
  • Документацию и гарантийный талон

 

Sony редко балует потребителей комплектными аксессуарами, но, согласитесь, кофр для хранения или хотя бы завалящий чехол в комплекте объектива, ценой 850 долларов, смотрелся бы органично и к месту.

 

Изготовление и эргономика

Sony E 10-18/4 ED OSS
Передний элемент

Sony E 10-18/4 ED OSS не отличается от других представителей линейки объективов Sony E ни изготовлением, ни использованными материалами: качественный пластик, аккуратная сборка, отсутствие люфтов, металлическое крепление байонета – все выглядит достойно до того момента, как вы вспоминаете о совсем немалой цене объектива. Понятно, что подход «да я им такие деньжищи заплатил…!» наивен и сродни мантре «покупатель всегда прав», но субъективно цена воспринимается завышенной: можно было бы покрыть кольца изменения фокусных и ручной фокусировки нескользящей резиной (просто ребристый пластик уместнее на объективах начального уровня), а внутреннюю поверхность бленды флоком.

 

Органы управления представлены кольцами ручной фокусировки и изменения фокусных расстояний.

Sony E 10-18/4 ED OSS
Задний элемент

Кольцо фокусировки шириной 10 мм расположено ближе к переднему срезу объектива, вращается с равномерным комфортным усилием, отлично демпфировано. При фокусировке объектив не меняет размеров, передний элемент не вращается, широкая лепестковая бленда не затрудняет использование поляризационного и градиентного фильтров. Удивительно, но герой обзора рассчитан на использование фильтров достаточно распространенного диаметра 62 мм (я бы совсем не удивился 61 мм или 63 мм).

 

Кольцо изменения фокусных расстояний шириной 12 мм расположено по центру объектива. Ход кольца короткий – около 40 градусов, усилие равномерное, но показалось излишне легким. На тестовом экземпляре проблем с focus creeping не наблюдалось (объектив меняет размеры при изменении фокусного расстояния, выдвигая передний элемент на 9 мм вперед к положению 10 мм), но не удивлюсь, если с течением времени появится способность к самостоятельному изменению фокусных при наклоне объектива.

Sony E 10-18/4 ED
Выдвигающийся передний элемент

В целом, Sony E 10-18/4 ED OSS удобен, изготовлен качественно и не вызывает нареканий на использованные материалы и сборку.

 

Геометрические искажения

Sony E 10-18/4 ED OSS неплохо справляется с геометрическими искажениями, поведение ожидаемо: «бочка» на широком угле сменяется на «подушку» по мере роста фокусного расстояния.

 

Бочкообразную дисторсию в 2,8% на фокусном 10 мм можно назвать достойным результатом, но мешает волнообразный характер искажений, который способен затруднить коррекцию геометрии при постобработке.

В середине диапазона объектив практически свободен он геометрических искажений.

«Подушка» почти в 2% на фокусном 18 мм несколько больше ожидаемой, но характер правильный и ее легко исправить при постобработке.

Дисторсия на 10 мм
Дисторсия на 10 мм
Дисторсия на 14 мм
Дисторсия на 14 мм
Дисторсия на 18 мм
Дисторсия на 18 мм

Разрешение и резкость

Sony E 10-18/4 ED OSS выступил ожидаемо и предсказуемо: центр хорош на всех значениях фокусных и диафрагм начиная с полностью открытой. Края и углы для получения равномерно резкой по полю кадра картинки требуют прикрытия минимум на ступень, а лучше до f/8.0; показатели лучше на широком угле и чуть хуже в диапазоне 14 – 18 мм.

В целом, достаточно неплохо: без приятных неожиданностей, но и без досадных провалов.

 

О методе представления полученных данных – в материале «Точка отсчета».

 

Виньетирование

Затемнение краев и углов кадра по сравнению с его центром – слабое место Sony E 10-18/4 ED OSS: если высокие значения на полностью открытой диафрагме пусть и неприятны, но ожидаемы от объектива с таким диапазоном фокусных расстояний, то присутствие остаточного виньетирования более 1 ступени независимо от фокусного и значения диафрагмы может заставить в обязательном порядке уделять время коррекции виньетирования при постобработке. 

Для снимающих в Jpeg выходом может стать включение функции внутрикамерной коррекции в фотоаппарате.

Виньетирование 10 мм f/4.0
Виньетирование 10 мм f/4.0
Виньетирование 14 мм f/4.0
Виньетирование 14 мм f/4.0
Виньетирование 18 мм f/4.0
Виньетирование 18 мм f/4.0

Хроматические аберрации

Sony E 10-18/4 ED OSS отлично справляется с хроматическими аберрациями: ширина не превышает 1 пикселя на всем диапазоне фокусных/диафрагм даже в углах кадра. Отличный результат!

Кроп 100%
Кроп 100%

 

Добавлю, однако, что ситуация намного «веселее» при съемке в Jpeg c отключенной внутрикамерной коррекцией аберраций: на тех же снимках ширина ХА в углах кадра превышает 2 пикселя, а на фокусном 10 мм – 3 пикселя. Приведены скриншоты оценки ХА одного кадра (фокусное 18 мм, диафрагма f/4.0, одновременная запись в RAW и JPEG) и кроп 100% края кадра (f/6.3, 10 мм). 

XA, 18 мм f/4.0, RAW
XA, 18 мм f/4.0, RAW
ХА, 18 мм f/4.0, JPEG
ХА, 18 мм f/4.0, JPEG

Автофокус

Работа автофокуса Sony E 10-18/4 ED OSS в связке с Sony A6000 не вызывает нареканий ни скоростью, ни точностью. Процесс практически бесшумен, прогон по всей дистанции фокусировки занимает чуть больше секунды, цепкость в полном порядке при благоприятных условиях, чуть неувереннее объектив ведет себя при недостатке освещения.

 

Промахи по вине автофокуса случаются, но их процент не превышает привычного.

 

Цвет, стабилизатор, контровый свет

Цветопередача без особых нареканий. Мне показалось, что объектив тяготеет к «недодержке», поэтому положительная экспокоррекция в 1/3 или половину ступени чаще всего будет не лишней.


Боке и умение размывать зоны вне зоны фокуса для широкоугольного объектива вряд ли можно отнести к первостепенным характеристикам, но для любителей оценки качества размытия по «кружочкам в зоне нерезкости» привожу 100% кроп (фокусное 10 мм, f/4.0, край кадра).

 

Эффективность работы стабилизатора я бы оценил в 2 ступени выдержки на всех фокусных; иногда больше, но добиться стабильных результатов с выигрышем более 2 ступеней мне не удалось.

 

Работа в контровом свете и сложных условиях освещения заслуживает только похвалы: для широкоугольного объектива Sony E 10-18/4 ED OSS удивительно стоек к переотражениям и появлению артефактов и умеет сохранять приемлемую контрастность даже без использования комплектной бленды.

 

Заключение

Sony E 10-18/4 ED OSS
Сравнение размеров (рядом с Sony E 16-50

Sony E 10-18/4 ED OSS вернул меня лет на 10 – 12 назад, когда неотъемлемыми чертами объективов шире 16 – 18 мм были компромиссы в формируемом изображении и недружелюбный ценник. Герой обзора отнюдь не плох и способен радовать владельца качественными снимками (на диафрагмах f/5.6 – f/11 с последующей коррекцией виньетирования и ХА), но в наши дни за 850 долларов можно ожидать более убедительных результатов.

 

Объектив, по моему мнению, неоправданно дорог: в случае с героем обзора Sony пользуется отсутствием прямых конкурентов (в голову приходит «пользуясь беспомощным состоянием потерпевшего») и будь цена в районе 450 – 550 долларов, выводы были бы другими.

Sony E 10-18/4 ED OSS
Sony E 10-18/4 ED OSS

Спросите, как цена может влиять на оценку оптических характеристик объектива? Отвечу: не на оценку характеристик, а на рекомендации. Если бы я сейчас искал широкий угол на Sony E-mount, то определенно выбрал бы Samyang (Rokinon) 12/2.0 NCS CS. При цене Sony E 10-18/4 ED OSS в 500 долларов автофокус, удобство зум-объектива, диапазон фокусных и оптический стабилизатор заставили бы выбрать именно героя обзора.

 

 

Благодарю Николая Майорова за предоставленную возможность познакомиться с объективом.

 

 

 

Июль 2016 года

 

 

Еще по теме на сайте:

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0

Новое на сайте Vlador.com

 

Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6

24 ноября 2016


Sigma 50-100 /1.8 DC HSM Art

19 ноября 2016



Manfrotto MT055CXPRO4

29 октября 2016


SunwayFoto XB-44

29 сентября 2016


Миф о пар-фокальности

7 сентября 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100