Tamron SP 15-30/2.8 Di VC USD


Обзор и результаты тестирования объектива Tamron SP 15-30/2.8 Di VC USD


Tamron SP 15-30/2.8 Di VC USD
Tamron SP 15-30/2.8 Di VC USD

Объективы, появившиеся в последнее время, заставляют отказаться от многих стереотипов: независимые производители перестают восприниматься в качестве поставщиков преимущественно компромиссных аналогов «родных» моделей, а многие новинки не только играют на поле именитых конкурентов, но часто выигрывают за счет превосходных оптических характеристик.


За последние 3 года Tamron выпустил на рынок 5 полнокадровых объективов «топовой» линейки SP, завоевавших заслуженную популярность у фотолюбителей и профессионалов:

Tamron SP 15-30/2.8 Di VC USD
Рядом с Canon EF 85/1.8 USM

В сентябре этого года анонсировали Tamron SP 35/1.8 Di VC USD и Tamron SP 45/1.8 Di VC USD


Герой сегодняшнего обзора - Tamron SP 15-30/2.8 Di VC USD – появился на прилавках в феврале 2015 года и за прошедшие 9 месяцев собрал немалое количество положительных и даже восхищенных отзывов. Я с нетерпением ждал возможности познакомиться с объективом: не только из-за давней привязанности к широкоугольной оптике, но и из чисто спортивного интереса – Тамрон никогда не был силен в сегменте полнокадрового широкого угла (SP 20-40/2.7-3.5 с 1994 по 2005 годы, SP 14/2.8 c 1999 по 2007, AF 19-35/3.5-4.5 с 2002 по 2005 и SP 17-35/2.8-4.0 Di LD с 2004 по 2008) и хвалебные отзывы о новинке интриговали.


Технические характеристики

оптическая схема
оптическая схема
  • Диапазон фокусных расстояний: 15 – 30 мм
  • Угол поля зрения (диагональ): 110,5 – 71,6
  • Оптическая конструкция: 18 элементов в 13 группах
  • Диапазон диафрагм: f/2.8 – f/22
  • Количество лепестков диафрагмы: 9, скругленные
  • Привод автофокуса: ультразвуковой мотор
  • Минимальная дистанция фокусировки: 28 см
  • Максимальное увеличение: 0,2х
  • Размеры: 145*98,5 мм
  • Вес: 1100 грамм


Доступны варианты: Canon EF, Nikon F, Sony A / Minolta


Комплект поставки

Tamron 15-30/2.8 SP
Комплект

Tamron SP 15-30/2.8 Di VC USD продается в обычной комплектации. В коробке немалых размеров владельца ждут:

  • Объектив
  • Передняя и задняя крышки
  • Руководство по эксплуатации
  • Гарантийный талон
  • Сертификат на программу SILKYPIX Developer Studio 4.0


Сертификат Silkypix
Сертификат Silkypix

Бленда в списке не указана - она встроенная. Попенять можно на отсутствие чехла/кофра для переноски и хранения, но Tamron традиционно не балует покупателей, плюс – покупка SP 15-30/2.8 Di VC дает право на загрузку с сайта компании raw-конвертера SILKYPIX Developer Studio 4.0 в специальной версии под Тамрон: программа привязывается к серийному номеру объектива, загружается с официального сайта Тамрон и комплектуется фирменными профилями (в буклете «… программное обеспечение поддерживает функции компенсации аберраций (величина фоновой засветки, дисторсия и хроматические аберрации увеличения) с использованием данных производителя о конструкции объектива Tamron…»).


SILKYPIX вкупе с 5-летней гарантией на объектив выглядят неплохой компенсацией за отсутствие чехла.


Изготовление и конструктив

Tamron SP 15-30/2.8 Di VC USD
Передний элемент

Tamron SP 15-30/2.8 Di VC USD массивен и габаритен: 145 на 100 мм и 1.1 кг веса скорее ассоциируются с семейством объективов 70-200/2.8, чем с «шириком», но это плата за поле зрения и светосилу f/2,8.


Объектив внушает уважение не только весом и размерами: модель выполнена из качественных материалов, тщательно собрана, выглядит и ощущается основательно и крепко. Байонет металлический, окошко расстояний присутствует, органы управления представлены кольцами ручной фокусировки и изменения фокусных расстояний и переключателями режима работы автофокуса и оптического стабилизатора.


Переключатели расположены удобно и логично, размеры комфортны, не требуют отрыва от видоискателя.

Tamron SP 15-30/2.8 Di VC USD
Перемещение переднего элемента

Кольцо изменения фокусных расстояний широкое (почти 3 см, 2.5 из которых покрыты рифленой резиной), с нанесенными обозначениями 15, 18, 20, 24 и 30 мм, вращается плавно и равномерно, ход короткий – около 60 градусов, работает «по-никоновски» (слева-направо для увеличения фокусного, справа-налево – для уменьшения). Усилие комфортное, но несколько сильнее привычного.


Кольцо ручной фокусировки неширокое (15 мм), отлично демпфировано, ход около 110 градусов, плавный, усилие равномерное и комфортное.

Tamron SP 15-30/2.8 Di VC USD
Задний эдемент (крепление для фильтров отсутствует)

Объектив не меняет внешних размеров ни при фокусировке, ни при изменении фокусного расстояния, но передний элемент перемещается вглубь внутри встроенной бленды к положению 30 мм. Забавно, но у Tamron SP 15-30/2.8 Di VC две встроенных бленды – внешняя неподвижная, и внутренняя, перемещающаяся с передним элементом.


Использование светофильтров невозможно: традиционных из-за массивного выпуклого переднего элемента, желатиновых - из-за отсутствия крепления у заднего элемента (минус для поклонников пленочной фотографии).


Несмотря на размеры объектив удобен в работе с двумя оговорками:

  • Я предпочел бы обратное расположение колец; мне удобнее, когда кольцо изменения фокусных находится ближе к фотоаппарату в месте комфортного хвата
  • Развесовка комплекта при работе со штатива заставляет задуматься о том, что маркетологам, столь тяготеющим к эпитетам «первый» и «самый», можно было бы сделать героя обзора «первым и самым широкоугольным объективом, комплектующимся…», да, я говорю о штативной лапке.


Геометрические искажения

Tamron 15-30/2.8 Di VC USD не удивил, поведение ожидаемо и предсказуемо: серьезная бочкообразная дисторсия на широком угле сменяется подушкообразной по мере роста фокусных. Характер дисторсии правильный, ее легко исправить при постобработке.

Дисторсия на 15 мм
Дисторсия на 15 мм
Дисторсия на 24 мм
Дисторсия на 24 мм
Дисторсия на 30 мм
Дисторсия на 30 мм

Несколько расстроил уровень бочкообразной дисторсии в 5,5% на фокусном 15 мм (совсем не удивительно, но хотелось бы поменьше). К чести героя обзора, он быстро исправляет ситуацию – уже в районе фокусного 20 мм объектив практически свободен от геометрических искажений.

На фокусном 24 мм появляется крайне незначительная подушкообразная дисторсия в 0,7%.

На фокусном 30 мм «подушка» увеличивается до 1,1%.


Разрешение и резкость

Центр/края на 24 мм f/2.8
Центр/края на 24 мм f/2.8

Начну с вывода: Tamron 15-30/2.8 Di VC на момент написания обзора возглавил мой рейтинг самых резких широкоугольных объективов, сместив с пьедестала Canon EF 16-35/4L IS USM. Герой обзора не только показывает отменную разрешающую способность по центру кадра на всех фокусных и значениях диафрагмы, но и выгодно отличается от конкурентов равномерностью по полю кадра и удивительно скромной для широкоугольного объектива разницей центр/края. Tamron 15-30/2.8 Di VC USD можно использовать на всех значениях диафрагмы: даже в экстремальной комбинации 15мм/f2.8 края и углы совершенно приемлемы, отличаются умеренно и объектив рисует привлекательную «хрустящую» картинку.

Объектив явно «заточен» под широкий угол, показатели на 24 мм и 30 мм чуть ниже, но и они не вызывают желания критиковать и расстраиваться. Отменный результат!


О методе представления полученных данных – в материале «Точка отсчета».

Резкость по центру по версии Reikan Focal на 15 мм
Резкость по центру по версии Reikan Focal на 15 мм
Резкость по центру по версии Reikan Focal на 30 мм
Резкость по центру по версии Reikan Focal на 30 мм

Хроматические аберрации

Tamron 15-30/2.8 Di VC USD приятно удивил. Герой обзора уверенно контролирует уровень хроматических аберраций, а с учетом диапазона фокусных и светосилы показанные результаты можно назвать отличными.

ХА 15 мм f/2.8
ХА 15 мм f/2.8
ХА 24 мм f/2,8
ХА 24 мм f/2,8
ХА 30 мм f/2.8
ХА 30 мм f/2.8

Модель «отметилась» уровнем ХА, равным условно комфортному в 0,06% лишь на полностью открытой диафрагме на фокусном 24 мм. В других сочетаниях фокусного/значения диафрагмы все хорошо: даже в экстремальном сочетании f/2.8 и 15 мм уровень ХА составляет 0,057% (хотя ширина и превышает 1 пиксель). На фокусном 30 мм все в полном порядке независимо от значения диафрагмы.

На удивление хорошо Tamron 15-30/2.8 Di справляется со сферохроматизмом (окраской зон вне фокуса): эффект ожидаемо присутствует на открытых значениях диафрагмы, но выражен неожиданно слабо. Отличный результат!


Добавлю к многочисленным плюсам объектива (не совсем про ХА, но пусть будет в этом разделе): герой обзора уверенно и на всех фокусных борется с комой.


Фокусировка

Tamron 15-30/2.8 Di VC USD использует в приводе автофокуса ультразвуковой мотор, процесс практически бесшумен и не вызывает нареканий скоростью: прогон по всей дистанции занимает чуть больше полсекунды. Отрадно отсутствие у модели склонности к смещению точки фокусировки при прикрытии диафрагмы (фокус-шифт).


Объектив достаточно цепкий, явной склонности к «рысканию» нет, но промахи по вине автофокуса случаются чаще привычного. Reikan Focal оценивает повторяемость результатов фазовой автофокусировки в 96% на фокусном 15 мм, в 94% - на 24 мм и в 99% на фокусном 30 мм (напомню, что оценка «отлично» начинается с 98%). «Полевые» испытания подтверждают полученный результат, субъективно на широком угле и в середине диапазона фокусных до 10% кадров выглядят «не до конца сфокусированными»: еще не промах, но уже не поражающая прорисовкой картинка, раскрывающая весь потенциал объектива. Количество явных промахов не превышает привычного, однако настораживают случаи (отмечу, что крайне редкие), когда Tamron 15-30/2.8 Di VC промахивается полностью и фокус уходит в никуда.

Стабильность фазового автофокуса на 15 мм
Стабильность фазового автофокуса на 15 мм
Стабильность фазового автофокуса на 24 мм
Стабильность фазового автофокуса на 24 мм
Стабильность фазового автофокуса на 30 мм
Стабильность фазового автофокуса на 30 мм

Контрастный автофокус точен, приемлемо быстр, претензий к повторяемости результатов нет (99% на 15 мм и 97% на 30 мм).

Стабильность контрастного автофокуса на 15 мм
Стабильность контрастного автофокуса на 15 мм
Стабильность контрастного автофокуса на 30 мм
Стабильность контрастного автофокуса на 30 мм

Официально Тамрон не относит модель к парфокальному семейству, но по результатам тестирования готов отметить, что фокусировку модель при изменении фокусных удерживает.


Виньетирование

С учетом фокусных и светосилы Tamron 15-30/2.8 Di VC USD относительно неплохо контролирует затемнение краев и углов кадра по отношению к его центру: полученные результаты не выделяются в сравнении с конкурентами, поведение ожидаемо и предсказуемо.

Стабилизатор, картинка, контровый свет

Размытие фона
Размытие фона

Применение оптического стабилизатора на широкоугольных объективах вещь свежая и до сих пор активно обсуждаемая фотографирующей публикой. С одной стороны, лишней стабилизация явно не будет, с другой – неизбежная обратная сторона медали в виде усложнения конструкции, прироста веса и габаритов, а главное – цены. Tamron, кстати, 3 с небольшим года назад выступил «застрельщиком широкоугольной стабилизации», выпустив Tamron 24-70/2.8 Di VC USD. Официальных данных по эффективности работы стабилизатора Tamron 15-30/2.8 Di VC USD я не нашел, экспериментально пришел к 2 ступеням на 15 мм и 3 – на 30 мм: герой обзора обеспечивает преимущественно резкие результаты на выдержке до 1/4 секунды, смешанные – на 1/2 секунды. На выдержках длиннее результат чаще всего смазан.

Стабилизатор почти бесшумен и «замораживает» картинку в видоискателе, что является факультативным, но немаловажным бонусом от его присутствия.

Артефакты незначительны и редки (Солнце в кадре, 15 мм, f/3.2)
Артефакты незначительны и редки (Солнце в кадре, 15 мм, f/3.2)

Работа в сложных условиях освещения сюрпризов не преподнесла: отражения и артефакты нередки при расположении источника света у края кадра, но результаты лучше ожидаемого и в «табели о рангах» в этой дисциплине Tamron 15-30/2.8 Di VC USD определенно будет в верхней части списка. Модель лучше справляется со сложными условиями на открытых значениях диафрагмы, на f/8 – f/16 результаты откровенно хуже.


Боке вряд ли относится к основным и желательным характеристикам широкоугольных объективов, но упомянуть о способностях героя обзора следует. Расположив основной объект поближе можно добиться довольно убедительного размытия фона на f/2.8 – f/4.


Что касается формируемого изображения в целом, то Tamron 15-30/2.8 Di VC USD на высоте: привлекательно, «хрустяще-резко», с правильной и сочной цветопередачей и убедительной контрастностью.


Заключение

Tamron SP 15-30/2.8 Di VC USD
Tamron SP 15-30/2.8 Di VC USD

Начну с главного: по совокупности технических, оптических и ценовых характеристик Tamron 15-30/2.8 Di VC USD уверенно занял первое место в моем списке объективов с фокусным шире 20 мм. Модель убедительно выступила во всех тестовых дисциплинах, впечатлила резкостью формируемого изображения, низкими хроматическими аберрациями и невысоким виньетированием. Придраться можно лишь к уровню дисторсии на 15 мм. Несколько насторожила нестабильность работы автофокуса на моем фотоаппарате, но готов списать это на индивидуальную несовместимость.


Настоятельно рекомендую.


Благодарю Николая Майорова за предоставленный на тест объектив, примеры фотографий и высказанное личное мнение.

Прямая речь владельца:

Первое, что я пришло в голову, когда в магазине принесли и отрыли коробку : "Внушительные габариты!". Как бы банально не звучало, но размер у объектива солидный. Соответствует ему и вес. Но, несмотря на это, дисбаланс при связке с Сanon 5d mark III не возник. Хват объектива оказался удобен - всё под рукой, точнее под пальцами. Было только несколько непривычно обратное направление вращения кольца зуммирования: при съёмке я первое время путался, в какую сторону вращать. Держать фотоаппарат с объективом в руках оказалось удобно. Работать им на съёмках тоже оказалось удобно. И уверенно, и стабильно. Именно так можно описать его работу.

Работа автофокуса оказалась точной и тихой. Те промахи, что были, я списываю на особенность репортажа с тяжёлым светом и активными объектами в кадре, иначе непопадания проявили бы себя более регулярно. Так получилось, что объектив из магазина пошёл, как говориться в бой. Тестовых, кроме 5 кадров в магазине, и пробных съёмок не было. Но объектив меня не подвёл. Если первые кадры я пристреливался и привыкал к объективу, то очень быстро забыл об неуверенности и в результате и посвятил себя только процессу. Фокусные расстояния почти полностью покрывали мои потребности - иногда очень не хватало +5 mm в теле диапазоне, то есть 35mm, а не 30. Но считаю, что инженеры Tamron правильно сделали, что ограничились этими фокусными. Иначе того качества могло и не получиться.

По качеству картинки, резкости - у меня претензий нет. Я снимал на открытой, поэтому края естественно отличались от центра. Но о недостаточной резкости я сказать не могу. Опять же, подкупает полная уверенность в качестве и стабильности результата. Я полностью доволен всей картинкой, а не только центром.

По результатам: доволен выбором. Совершенно не жалею, что выбрал Tamron. По светофильтрам: я не занимаюсь съёмкой пейзажей, поэтому для меня это не минус. Поскольку прямого света в объектив не было, жаловаться на качество покрытия или проблемы с бликами так же не могу. Для себя и своих съёмок я получил очень качественный и стабильный инструмент, который способен выдавать очень качественный результат по разрешению даже на открытой диафрагме. Снимаю еще на Canon EF 17-40/4L USM, но сравнивать эти объективы некорректно: для меня это просто другой объектив для других целей. В тех задачах и на съёмках, где я их использую, эти объективы просто не пересекаются. У меня есть ещё два фикса от Сигмы: Sigma 14/2.8 (не фишай) и Sigma 20/1.8 EX. Оба они проиграли новому Tamron. Фиксы проигрывают 15-30/2,8. Вторая причина покупки - мне нужен был зум. Несмотря на мою любовь к фиксам предполагались съемки, требующие возможность приближения или удаления объекта в кадре без моего передвижения.

Советую ли я Tamron 15-30/2.8? Да. Вы получите качественный, стабильный инструмент в своих руках. Вы будете уверены в качестве изображения. Если он подходит для ваших задач - покупайте.

 

 

Примеры фотографий в большом размере вынесены на отдельную страницу Примеры фотографий 

 

Еще по теме:

 

 

Ноябрь 2015 года

Оставить комментарий

Комментарии: 8
  • #1

    Алексей (Пятница, 29 Июль 2016 09:47)

    Благодарю за отличный обзор. Давненько использую Canon 17-40 для пейзажей и постоянно ловлю себя на мысле, что хочется другой ширик. То есть результат то вроде не плохой, но изюма нет. Просмотрев обзоры приглянулись данный Tamron и Canon 16-35 F4. Поделитесь пожалуйста своим мнением относительно этих объективов. Благодарю.

  • #2

    Vlador (Пятница, 29 Июль 2016 14:51)

    Алексей, оба объектива заслуживают самого пристального внимания и явно не уступают друг другу.
    Выбор между двумя осложняется еще и доброжелательной к российскому рынку политикой компании Тамрон (парадоксально, но объективы Тамрон в России стоят дешевле, чем за границей, а уровень сервиса и плюшек (5 летняя гарантия, раньше - SilkyPix в комплекте, теперь - скидка на AdobeCC, и тд) не уступает заграничному.

    Повторюсь, что оба объектива достойны и не вызывают нареканий по резкости и сравнимы по дисторсии, ХА и виньетированию. Выбирая между двумя, я бы сравнивал плюсы:

    Тамрон:
    По цене 15-30/2,8 у нас дешевле (и дороже за границей), пусть разница и не велика.
    15 мм таки чуть шире 16 мм
    "картинка" с Тамрона субъективно будет поживее

    Кенон
    5 мм на длинном конце
    "родной" автофокус
    Возможность использовать обычные светофильтры

    Именно последний пункт (полярик и градиентники для пейзажа просто необходимы, да и нейтрально-серый иногда в тему) для меня склонил бы чашу в сторону 16-35/4.

  • #3

    Алексей (Пятница, 29 Июль 2016 16:50)

    Спасибо за Ваш отзыв. Собственно и сам склонялся к 16-35 F4 (перевесом была возможность установки фильтров и один производитель с камерой). Фотография это хобби и отдых от работы, никогда не являвшиеся зарабатыванием денег. А нынешние цены на объективы стали категорически не дружелюбными! Поэтому придётся скорее всего искать б\у. В выборе фототехники собственные "грабли" подсказывают что лучше сразу брать сразу хорошую путёвую вещь, чем потом понять что зря жмотился. Хотя иногда, взяв с собой в отпуск только 24-105 и получая неплохие снимки ловишь себя на очень коварной мысли - а надо ли тратиться, а нужно ли ещё что то? В общем смутные сомнения и здравый смысл против желания экспериментировать и пробовать за дорогА!
    Ещё раз благодарю Вас за обзоры, которые помогают найти для себя правильные решения и ответы для не профессионала и позволяющие проникнуться к фотографии еще больше.
    P.S. А фраза о том что лучший объектив это тот, который надет на твою камеру - гениальна!

  • #4

    Vlador (Пятница, 29 Июль 2016 20:19)

    Алексей, спасибо за добрый отзыв! Рад, если сайт пригодился.

    Здравый смысл и процесс объективонакопления пересекаются чрезвычайно редко :)
    В случае с широким углом я наступил на горло песне и ограничился Самьянгом 14/2,8. Хотя, нужно признаться, что наступить-то наступил, но стою неустойчиво :)

  • #5

    сергей (Понедельник, 08 Август 2016 05:47)

    У нас, по цене, этот тамрон на 70 долларов дороже, чем Никон 16-35. Конечно деньги совсем небольшиее, но с учетом разницы, что лучше взять? Кстати Токина 16-28/ 2,8 практически в два раза дешевле.

  • #6

    Vlador (Понедельник, 08 Август 2016 17:27)

    Сергей, рад бы ответить прямо, однозначно и безапелляционно, да только все три объектива, включая Токину 16-28, достойны рассмотрения.
    Выбор между Никоном и Тамроном лично для меня свелся бы к борьбе стопа светосилы+15 мм против возможности использовать обычные светофильтры.
    Токина (при разнице в цене в два раза, как вы пишете) никак не в два раза хуже (и даже не в полтора) и может стать отменной альтернативой первым двум претендентам, если рассматриваемый диапазон фокусных не является для вас приоритетным.

    На самом деле мудреный выбор. Совет традиционный - найти возможность попробовать объективы самому - даже если сравнение технически не развеет сомнений, то метафизика непосредственного общения с объективами может помочь :) Часто бывает, что чтение тестов, отзывов и обзоров нужно дополнить ощущением "О, а вот это мой объектив!" (или наоборот - "Гладко на бумаге, да вот ни один в руку не лег...")



  • #7

    Gevorg (Четверг, 25 Август 2016 11:46)

    СВЯТЫЕ СЛОВА: "О, мой объектив" - или "в руку не лег".
    Их надо помнить всем, всегда, и при каждом обсуждении.

  • #8

    Vlador (Четверг, 25 Август 2016 13:55)

    Привет! Это тот самый Геворг? Тот, который был первым в истории vlador.com человеком, предоставившим объектив на тест? Или нет?

    Если нет, то прошу прощения за панибратство :)

Новое на сайте Vlador.com

 

Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6

24 ноября 2016


Sigma 50-100 /1.8 DC HSM Art

19 ноября 2016



Manfrotto MT055CXPRO4

29 октября 2016


SunwayFoto XB-44

29 сентября 2016


Миф о пар-фокальности

7 сентября 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100