Tokina AF 100/2.8 AT-X Pro D macro

 

Обзор и тест макрообъектива Tokina AF 100/2.8 AT-X Pro D macro

 

Tokina AF 100/2.8 AT-X Pro D macro
Tokina AF 100/2.8 AT-X Pro D macro

Tokina не баловала поклонников количеством предлагаемых моделей макрообъективов: в середине 90х годов была выпущена неавтофокусная Tokina AT-X 90/2.5 macro, заслужившая у поклонников прозвище «Bokina» за отменную картинку и выдающееся размытие зон вне фокуса, а в 1993 – Tokina AF 100/2.8 AF macro. Обе эти модели давали увеличение 0,5х (1:2), не дотягивая до «настоящих» 1:1 макрообъективов. Прорваться в «лигу 1:1» помогла совместная работа с Pentax: в  2005 году была анонсирована Tokina AF 100/2.8 AT-X Pro D macro.

 

В отличие от других «разработанных в сотрудничестве с Pentax» объективов, зачастую «схожих до степени смешения», Tokina AT-X 100/2.8 D Pro macro использует аналогичную анонсированному в августе 2004 года Pentax SMS DF-A 100/2.8 macro оптическую схему, но серьезно отличается механикой и конструкцией. Внешне и габаритами герой сегодняшнего обзора ближе к Tamron AF 90/2.8 SP Di macro.

 

Технические характеристики

Оптическая схема (с сайта Tokina)
Оптическая схема (с сайта Tokina)

Фокусное расстояние: 100 мм

  • Угол поля зрения: 24,3 градуса
  • Оптическая конструкция: 9 элементов в 8 группах
  • Диапазон диафрагм: f/2.8 – f/32
  • Количество лепестков диафрагмы: 9
  • Минимальная дистанция фокусировки: 30 см


  • Минимальная рабочая дистанция: 11,5 см
  • Максимальное увеличение: 1.0х, 1:1
  • Диаметр светофильтра: 55 мм
  • Размеры: 73*95 мм
  • Вес: 540 грамм
Tokina 100/2.8 AT-X Pro D macro
Комплект

Доступны варианты: Canon, Nikon (вариант под Nikon без встроенного мотора автофокуса)

 

Комплект поставки

Коробка привычного для Tokina дизайна. В коробке:

  • Объектив
  • Передняя и задняя крышки
  • Бленда Tokina BH-551
  • Руководство
  • Гарантийный талон

Отрадно присутствие в комплекте одного из самых недорогих макрообъективов качественной круговой бленды. Внутренняя поверхность бленды покрыта фетром.

Tokina AT-X 100/2.8 Pro D macro
Передний элемент

Изготовление, конструкция, эргономика

Нареканий на качество изготовления нет. Байонет металлический, окошко расстояний в наличии, кольцо ручного фокуса покрыто рифленой резиной. Сборка крепкая, люфты и допуски отсутствуют, пластик качественный.

 

Объектив меняет размеры при фокусировке, выдвигая передний элемент вперед на 4,5 см к положению минимальной дистанции. Передний элемент не вращается – использование фильтров не затруднено. Защитный фильтр потребуется вряд ли: передний элемент утоплен почти на 3 см.

Tokina AT-X 100/2.8 Pro D macro
Ограничитель диапазона

Кольцо фокусировки занимает переднюю часть объектива, широкое (32 мм), в режиме автофокуса механической связи с фокусирующими элементами не имеет. Переключение режимов производится перемещением кольца на себя в ручной режим, от себя – в режим автофокуса. Ход кольца плавный, без рывков и заеданий, с комфортным усилием. Полный ход кольца составляет почти 230 градусов, что достаточно для комфортного наведения на резкость.

 

Tokina AT-X 100/2.8 macro Pro D
Задний элемент

Интересен ограничитель дистанции фокусировки: у него два положения, но он позволяет установить 3 режима. Положение Full – автофокус работает на всем диапазоне от минимальной дистанции до бесконечности. Положение Limit ограничивает дистанцию или режимом макро (30 – 37 см), или наоборот, исключает макро дистанцию. Выбор зависит от того, в каком положении включается ограничитель.

 

Претензий к эргономике нет: объектив удобен в использовании, дружелюбен размерами и весом. Придраться можно к выдвигающемуся «хоботу» - мне больше по душе объективы, не меняющие размеров при фокусировке.

Дисторсия
Дисторсия

Геометрические искажения

Tokina AF 100/2.8 AT-X Pro D macro практически свободна от геометрических искажений – крайне незначительная бочкообразная дисторсия в 0,21% не будет видна на реальных снимках. Отличный результат!

 

Разрешение и резкость

Tokina AF 100/2.8 AT-X Pro D macro не разочарует владельца: объектив можно без сомнений использовать уже на полностью открытой диафрагме, приемлемая резкость сохраняется вплоть до f/22. Модель совершенно точно не уступает по этому параметру прямым конкурентам.

 

  f/2,8 f/4,0 f/5,6 f/8,0 f/11
Центр 88% 94% 100% 99% 88%
Край 84% 88% 90% 91% 85%
Угол 72% 80% 82% 86% 82%

 

 

88% 101% отлично
74% 87% очень хорошо
60% 73% хорошо
47% 59% приемлемо

 

Виньетирование на f/2.8
Виньетирование на f/2.8

 

О методе представления данных – в материале «Точка отсчета».

 

 

Виньетирование

Tokina AF 100/2.8 AT-X Pro D macro неплохо справляется с виньетированием. Затемнение по краям и углам кадра явно присутствует на полностью открытой диафрагме, где его значение достигает 1,5 ступеней, но уже на f/4.0 эффект снижается до комфортных 0,75 ступени.

На F/5.6 виньетирование не превышает 0,35 ступени.

 

 

Фокусировка

Автофокус на f/2.8
Автофокус на f/2.8

В приводе автофокуса используется обычный микромотор. Процесс сопровождается отчетливым «подвывающим» звуком. Скорость автофокуса посредственная, прогон по полному диапазону занимает более 2 секунд - использование ограничителя дистанции фокусировки рекомендуется настоятельно. Цепкость средняя, к точности претензий нет.

 

Тестируемый экземпляр не показал склонности к бек или фронт-фокусу.

 

Стабильность результатов фазового автофокуса
Стабильность результатов фазового автофокуса

Тестирование Tokina AF 100/2.8 AT-X Pro D macro совпало по времени со знакомством с программой Reikan FoCal. Программа в первую очередь предназначена для автоматической внутрикамерной подстройки автофокуса на обладающих такой функцией фотоаппаратах Canon и Nikon, но меня она в большей степени заинтересовала возможностью программного тестирования работы автофокуса.

 

Объективы Токина часто критикуют за неуверенную работу в режиме LiveView, но субъективные ощущения – это одно, а автоматический анализ – другое. Reikan FoCal умеет тестировать стабильность работы автофокуса: он делает серию снимков, сбивая фокусировку и заново фокусируясь каждый раз, а разброс качества между худшим и лучшим результатом позволяет оценить стабильность фокусировки.

Хроматические аберрации f/2.8
Хроматические аберрации f/2.8

Повторяемость результатов модели в режиме фазового и контрастного автофокуса: в режиме фазового автофокуса повторяемость составила 96%, в режиме LiveView (контрастный АФ) – 77%. Первый результат не вызывает никаких нареканий, второй явно проигрывает. Добавлю, что при работе в режиме LiveView можно покритиковать и цепкость модели.

 

Хроматические аберрации

Tokina AF 100/2.8 AT-X Pro D macro отлично справляется с хроматическими аберрациями. На полностью открытой диафрагме их ширина не превышает психологически важную отметку в 1 пиксель и почти в два раза не дотягивает до 0,06% - границы между «приемлемо и плохо»: ширина 0,96 пикселя (0,035%).

Боке на f/2.8
Боке на f/2.8

Прикрытие диафрагмы несколько ухудшает показатели:

  • На f/4.0 – ширина 1.26 пикселя (0,046%)
  • На f/5.6 – ширина 1.56 пикселя (0,057%)
  • На f/8.0 – ширина 1.46 пикселя (0,053%)
  • На f/11 – ширина 1.57 пикселя (0,058%)
  • На f/16 – ширина 1.42 пикселя (0,052%)

 

 

Tokina AT-X 100/2.8 Pro D macro
Рядом с Canon EF 100/2.8 USM macro

Окраска зон вне фокуса присутствует на полностью открытой диафрагме, но контролируется очень неплохо и становится незаметной уже на f/4.0

 

Картинка, боке, контровый свет

Качество формируемого Tokina AF 100/2.8 AT-X Pro D macro изображения не вызывает никаких нареканий. Цвета естественные, насыщенные, контрастность высокая независимо от значения диафрагмы.

 

Объектив не только умеет размывать зоны вне фокуса, но делает это убедительно и деликатно. Боке правильное, ненавязчивое. Особенно радует размытие перед зоной резкости, которое хромает у многих объективов.

Tokina AT-X 100/2.8 Pro D macro
Tokina AT-X 100/2.8 Pro D macro

Утопленный в корпус передний элемент помогает герою обзора успешно справляться со сложными условиями освещения даже без бленды. Склонность к падению контраста, переотражениями и артефактам при работе в контровом свете практически отсутствует.

 

Заключение

Tokina AF 100/2.8 AT-X Pro D macro определенно понравилась. По-настоящему «честный» объектив, обеспечивающий отличное качество изображения. Тестовый экземпляр убедительно выступил во всех тестовых дисциплинах. Придраться можно только к работе автофокуса, но именно «придраться»: криминала нет, просто чуть медленнее, шумнее и неувереннее конкурентов.

 

Владельцам фотоаппаратов Canon, задумывающимся о приобретении недорогого 1:1 макро-объектива, предстоит нелегкий выбор из трех моделей:

Все претенденты не вызывают никаких нареканий на резкость, уверенно борются с аберрациями, «рисуют правильные привлекательные картинки», отличаются высоким качеством изготовления. Canon выигрывает по скорости автофокуса, виньетированию на открытой диафрагме и неизменности размеров, но стоит на 10% дороже, продается без бленды и чуть проигрывает качеством боке (по моему мнению).

Цены Тамрона и Токины почти равны, бленду к ним докупать не нужно, она идет в комплекте, обе модели меняют размеры при фокусировке, обе проигрывают «родному» объективу в скорости автофокуса. Автофокус Tamron работает чуть быстрее, но Tokina предпочтительнее в сложных условиях освещения.

 

Выбор нелегок, но я твердо рекомендую включить Tokina AF 100/2.8 AT-X Pro D macro в список рассматриваемых для покупки моделей: она совершенно точно не разочарует.

 

 

Благодарю представительство Kenko-Tokina за предоставленный на тест экземпляр объектива.

 

 

 

Август 2013 года

Новое на сайте Vlador.com

 

Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6

24 ноября 2016


Sigma 50-100 /1.8 DC HSM Art

19 ноября 2016



Manfrotto MT055CXPRO4

29 октября 2016


SunwayFoto XB-44

29 сентября 2016


Миф о пар-фокальности

7 сентября 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100