Tokina AT-X 116 PRO DX AF 11-16/2.8

 

Обзор и тест объектива Tokina AF 11-16mm f/2.8 AT-X 116 PRO DX

 

 

Tokina AF 11-16/2.8 AT-X 116 PRO DX
Tokina AF 11-16/2.8 AT-X 116 PRO DX

Появление на рынке в середине 2008 года модели Tokina AF 11-16/2.8 AT-X Pro стало логичным развитием линейки светосильных зум-объективов компании: к тому времени уже были выпущены AF 16-50/2.8 Pro и AF 50-135/2.8 Pro. Объектив стал первым широкоугольников для фотоаппаратов APS-C с постоянной светосилой f/2.8.

 

За 4 года присутствия на рынке Tokina AF 11-16/2.8 Pro заслужила реноме объектива с отличными оптическими характеристиками и отменной резкостью. Не скрою, что с нетерпением ждал возможности познакомиться с AF 11-16/2.8 Pro: преимущественно снимаю пейзажи и широкоугольные объективы – моя слабость. Недавно на тесте побывал Canon EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM, показавший высокие результаты и откровенно понравившийся; тем более интересно было по горячим следам устроить сравнение двух широкоугольников для APS-C фотоаппаратов.

Tokina 11-16/2.8
Рядом с Canon 10-22/3.5-4.5

Недавно Tokina выпустила вторую версию AF 11-16/2.8 AT-X 116 Pro DX. Между версиями для фотоаппаратов Canon всего 2 отличия, одно неявное и второе бросающееся в глаза: неявное изменение в просветлении элементов (компания говорит об этом так: «There have also been some adjustments made to the coating for slightly improved optical performance. Также были внесены некоторые изменения в просветление элементов для легкого улучшения оптических характеристик») и нагло лезущее в глаза повышение цены почти на 150 долларов – с 600 до 740 этих условных единиц.

Оптическая схема
Оптическая схема

Технические характеристики

  • Эквивалентное фокусное расстояние: 17,6 – 25,6 мм
  • Угол поля зрения (диагональ): 104 – 82 градуса
  • Оптическая конструкция: 13 элементов в 11 группах, включая 2 SD и 2 асферических
  • Диапазон диафрагм: f/2.8 – f/22
  • Количество лепестков диафрагмы: 9
  • Привод автофокуса: обычный микромотор
  • Минимальная дистанция фокусировки: 30 см
  • Максимальное увеличение: 0,09х
  • Диаметр светофильтра: 77 мм
  • Размеры: 89,2*84 мм
  • Вес: 560 грамм

Выпускается в вариантах: Canon, Nikon и Sony. В вариантах под Nikon и Sony объектив безмоторный, с "отверточным" автофокусом.

Токина 11-16
Комплект

 

Комплект поставки

Комплект Tokina AF 11-16/2.8 DX стандартен для объективов средней ценовой категории. В коробке традиционного для Токина дизайна находятся:

  • Объектив
  • Передняя и задняя крышки
  • Лепестковая бленда BH-77A
  • Инструкция и гарантийный талон

Никаких излишеств вроде чехлов для хранения, но бленда присутствует.

11-16/2,8
Вид сбоку

Материалы, изготовление, конструкция и эргономика

Tokina AF 11-16/2.8 DX не разочарует владельца ни использованными материалами, ни качеством сборки. Крепление байонета металлическое, пластик качественный и тактильно приятный, окошко расстояний присутствует, кольца изменения фокусных расстояний и ручной фокусировки покрыты рифленой резиной. Никаких допусков и разболтанности: объектив ощущается «единым целым».

 

Обрезиненное кольцо изменения фокусных расположено очень удачно, отлично демпфировано, ход кольца плавный на всем диапазоне, усилие равномерное. Tokina AF 11-16/2.8 DX отличается очень скромными способностями к зуммированию: ее диапазон 11-16 м (1,45 крат), вероятно, самый узкий из существующих (даже у старшей модели - Tokina AF 16-28/2.8 AT-X Pro SD FX – он составляет 1,75). Решение можно критиковать, но оно определенно пошло объективу на пользу: сэкономленное количество зума перешло в приобретенное оптическое качество.

Дисторсия 11 мм
Дисторсия 11 мм

Кольцо ручной фокусировки неширокое, расположено в передней части объектива. Отлично демпфировано, перемещается плавно. Традиционно для Токина переключение режимов фокусировки производится перемещением кольца.

 

Объектив не меняет размеров при фокусировке, передний элемент не вращается, лепестковая бленда широкая и дружелюбная к использованию фильтров.

Объектив удобен, позволяет оперировать не меняя положения руки, развесовка комплекта фотоаппарат-объектив без нареканий.

Дисторсия 16 мм
Дисторсия 16 мм

Геометрические искажения

Tokina AF 11-16/2.8 DX показывает бочкообразную дисторсию на всем диапазоне фокусных. Наиболее выражены геометрические искажения в положении 11 мм, где их уровень достигает 3,9%.

«Бочка» снижается по мере роста фокусных: 2% в положении 14 мм и совершенно приемлемые 0,95% в положении 16 мм.

Результаты не самые низкие, но для широкоугольного объектива очень неплохие.

 

Разрешение и резкость

Tokina AF 11-16/2.8 DX откровенно радует: к центру никаких претензий независимо от выбранного значения диафрагмы и фокусного расстояния. Края ожидаемо хуже на полностью открытой, но значительно подтягиваются уже к f/4.0. На f/5.6 и f/8.0 объектив выдает отменно резкую по всему полю изображения картинку.

Результаты незначительно лучше в середине фокусных, хуже – на 11 мм, очень и очень неплохо на 16 мм. Резкостные характеристики внушают уважение и похожи скорее на показатели высококачественного объектива со стандартным диапазоном фокусных, а для широкоугольного – считаю просто подарком. Canon EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM выступает незначительно, но хуже.

 

На фокусном 11 мм

 

11 мм

f/2,8

f/4,0

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

95%

100%

99%

93%

87%

Край

85%

92%

95%

92%

85%

Угол

73%

86%

88%

87%

83%

 

На фокусном 16 мм

 

16 мм

f/2,8

f/4,0

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

94%

98%

97%

94%

85%

Край

82%

88%

91%

91%

83%

Угол

74%

83%

86%

87%

81%

 

 

93%

104,0%

отлично

82%

92%

очень хорошо

71%

81%

хорошо

 

70%

приемлемо

 

 

 

 

 

 

 

 

О методе представления данных – в материале «Точка отсчета»

Виньетирование 11 мм f/2.8
Виньетирование 11 мм f/2.8

Виньетирование

Tokina AF 11-16/2.8 DX справляется очень и очень неплохо – не будем забывать о широкоугольности и максимальной диафрагме f/2.8: сочетание определенно наводящее на мысли о повышенном уровне виньетирования. Поэтому 2 ступени затемнения в углах кадра на 11 мм и f/2.8 скорее достоинство, чем огрех объектива. С прикрытием диафрагмы уровень затемнения снижается:

  • На фокусном 11 мм и f/4.0 – 1,5 ступени
  • На фокусном 11 мм и f/5.6 – 1,3 ступени
  • На фокусном 11 мм и f/8.0 – 1,2 ступени
Виньетирование 16 мм f/2.8
Виньетирование 16 мм f/2.8

Еще более уверенно виньетирование контролируется на фокусном 16 мм:

  • На фокусном 16 мм и f/2.8 – 1 ступень
  • На фокусном 16 мм и f/4.0 – 0,8 ступени
  • На фокусном 16 мм и f/5.6 – 0,6 ступени
  • На фокусном 16 мм и f/8.0 – 0,55 ступени

По уровню виньетирования Canon EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM проигрывает практически на всех фокусных.

 

Фокусировка

В приводе автофокуса используется обычный микромотор. Ведет он себя тоже обычно: не быстр и жужжит при функционировании, субъективно где-то посередине между «медленным и назойливо громким» и «быстрым и бесшумным».

ХА 11 мм f/2.8
ХА 11 мм f/2.8

Склонности к неправильной фокусировке не наблюдается, фокус-шифт практически отсутствует, если объектив попадает, то попадает точно в цель. «Если» вызвано некоторой нестабильностью результатов: не до уровня, когда это становится проблемой, но количество промахов по вине автофокуса чуть выше привычного и ожидаемого. Здесь Canon явно в выигрыше.

В несомненный плюс Tokina AF 11-16/2.8 DX можно занести ее парфокальность: для фотографов характеристика неявная, а вот для снимающих видео – дополнительный подарок.

ХА 16 мм f/2.8
ХА 16 мм f/2.8

 

Хроматические аберрации

 

Есть и у Tokina AF 11-16/2.8 DX слабости: с хроматическими аберрациями объектив справляется откровенно плохо. Ширина ХА по краям и углам кадра превышает 2 пикселя на всех фокусных расстояниях. Более того, уровень ХА мало зависит от выбранного значения диафрагмы:

  • На фокусном 11 мм и f/2.8 - 2.5 пикселя
  • На фокусном 11 мм и f/4.0 - 2.1 пикселя
  • На фокусном 11 мм и f/5.6 - 2.3 пикселя
  • На фокусном 11 мм и f/8.0 - 2.4 пикселя

 

  • На фокусном 16 мм и f/2.8 - 2.1 пикселя
  • На фокусном 16 мм и f/4.0 - 2.3 пикселя
  • На фокусном 16 мм и f/5.6 - 2.2 пикселя
  • На фокусном 16 мм и f/8.0 - 2.4 пикселя
Фокусное 14 мм на EOS 5D mark II
Фокусное 14 мм на EOS 5D mark II

Картинка, источник света в кадре.

Трудно ожидать от объектива с такими фокусными уверенной работы в сложных условиях освещения. Tokina AF 11-16/2.8 DX радостно реагирует на присутствие источника света у корая кадра, запуская на изображение «зайцев». В таких случаях хромает и контрастность. Идущая в комплекте бленда настоятельно рекомендуется к постоянному использованию, хотя не является панацеей. Если не брать в расчет эти огрехи, объектив радует сочной и контрастной картинкой.

 

Не мог не опробовать Tokina AF 11-16/2.8 DX на полном кадре: действительно, объектив можно использовать на фокусном 16 мм, в положении 15 мм на самых краях появляется изображение бленды, фокусное 14 мм уже не работает. Загадочно, но тестируемый экземпляр, не вызывающий никаких нареканий на Canon EOS 7D, серьезно терял в резкости при использовании на полном кадре.

Передние элементы
Передние элементы

Заключение

Нет в подлунном мире совершенства… Нет его и в мире широкоугольных объективов: Tokina AF 11-16/2.8 DX снимать явно умеет, радуя сочной картинкой, отличной резкостью и не огорчая дисторсией и виньетированием, но проваливаясь по уровню ХА и работе в сложных условиях освещения.

В сравнении с Canon EF-S 10-22/3.5-4.5 USM Токина выигрывает не только и не столько по цене, сколько по оптическим характеристикам. Из знакомых широкоугольников для APS-C фотоаппаратов считаю ее наилучшим вариантом. Рекомендую.

 

 

 

Благодарю Владимира (www.foto-canon.com) за предоставленный на тест объектив.

 

 

Ноябрь 2012 года

Новое на сайте Vlador.com

 

Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6

24 ноября 2016


Sigma 50-100 /1.8 DC HSM Art

19 ноября 2016



Manfrotto MT055CXPRO4

29 октября 2016


SunwayFoto XB-44

29 сентября 2016


Миф о пар-фокальности

7 сентября 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100