Tokina AT-X 12-28/4 Pro DX Aspherical

 

Обзор и тест объектива Tokina AT-X 12-28/4 Pro DX на фотоаппарате Nikon D5200

 

Tokina AT-X 12-28/4 Pro DX Aspherical
Tokina AT-X 12-28/4 Pro DX Aspherical

Новинка от Токина – объектив Tokina AT-X 12-28/4 Pro DX – является прямым наследником модели, хорошо потрудившейся на благо фотолюбителей всего мира. Предшественник героя сегодняшнего обзора – объектив Tokina AT-X 12-24/4 Pro DX - вышел на рынок в 2004 году, а  через несколько лет появилась его вторая версия – с улучшенным просветлением элементов и с встроенным мотором автофокуса в версии под Никон. Возраст начал сказываться и Токина решила выпустить не третью версию объектива, а новую модель с расширенным диапазоном фокусных: 12 – 28 мм или 18 – 42 мм в эквиваленте (19 – 45 мм в варианте под Canon). Модель разработана компанией самостоятельно (у предшественника был собрат от Pentax - Pentax smc DA 12-24/4 ED AL (IF).

 

Новинку впервые показали на выставке в январе этого года, официальный анонс состоялся 27 марта 2013 года, а в продажу объектив начал поступать в середине лета. На тест пришел предсерийный экземпляр Tokina AT-X 12-28/4 Pro DX Aspherical.

 

Технические характеристики

Оптическая схема (с сайта Tokina)
Оптическая схема (с сайта Tokina)
  • Фокусные расстояния: 12-28 мм
  • Эквивалентные фокусные расстояния: 18 -42 мм (19-45 мм в варианте под Canon)
  • Угол поля зрения: 99,4 – 54,7 градуса
  • Оптическая конструкция: 14 элементов в 12 группах, включая 2 асферических и 2 SD-элемента
  • Диапазон диафрагм: f/4 – f/22
  • Количество лепестков диафрагмы: 9
  • Привод автофокуса: ультразвуковой мотор
  • Минимальная дистанция фокусировки: 25 см
  • Максимальное увеличение: 0,2х
  • Диаметр светофильтра: 77 мм
  • Размеры: 84*90,2 мм
  • Вес: 530 грамм
Tokina AT-X 12-28/4 Pro DX Aspherical
Комплект

 

Комплект поставки

В коробке традиционного для Tokina дизайна покупателя ждут:

  • Объектив
  • Передняя и задняя крышки
  • Бленда  Tokina BH-77B
  • Руководство
  • Гарантийный талон

 

Конструкция, изготовление, эргономика

Tokina AT-X 12-28/4 Pro DX Aspherical
Передний элемент

 

Объективы Tokina обладают реноме сделанных качественно и крепко. Tokina AT-X 12-28/4 Pro DX подтверждает репутацию: объектив выглядит и ощущается «настоящим», на материалах и сборке не экономили.  Байонет металлический, окошко расстояний присутствует, кольца изменения фокусных и ручной фокусировки покрыты рифленой резиной. Производитель указывает, что элементы объектива имеют «новое многослойное просветление».

 

Tokina AT-X 12-28/4 Pro DX Aspherical
Рядом с Nikon Nikkor 12-24/4G

Кольцо изменения фокусных расположено удобно, широкое (2,5 см) вращается без рывков с равномерным комфортным усилием. Ход кольца короткий – около 80 градусов.

 

Кольцо ручной фокусировки шириной 2 см расположено в передней части объектива. В режиме автофокуса связи с механикой не имеет. Для переключения на ручную фокусировку кольцо нужно переместить на себя. Ход кольца составляет около 90 градусов.

 

Tokina AT-X 12-28/4 Pro DX Aspherical
Вид сверху

Объектив не меняет размеров ни при зуммировании, ни при фокусировке, передний элемент не вращается, использование фильтров приветствуется. Благоприятствует фильтрам широкая неглубокая лепестковая бленда Tokina BH-77В.

 

Претензий к использованным материалам и качеству сборки нет. Эргономика тоже без нареканий: все располагается там, где ожидаешь, находится наощупь. Даже переключение режимов автофокуса перемещением кольца фокусировки не вызвал раздражения (хотя я не являюсь поклонником такой системы).

 

Размер и вес «правильные»: даже на небольшом фотоаппарате дают удобный и хорошо сбалансированный комплект.

Дисторсия на 12 мм
Дисторсия на 12 мм

Геометрические искажения

Tokina AT-X 12-28/4 Pro DX – широкоугольный объектив с небольшой кратностью: характер дисторсии не меняется на всем диапазоне фокусных, изменяется лишь выраженность эффекта. Бочкообразная дисторсия ожидаемо наиболее выражена в диапазоне 12 – 16 мм.

 

В положении 12 мм «бочка» составляет 2,6%, что может потребовать коррекции при постобработке, но в сравнении с показателями многих объективов со схожими фокусными выглядит достойным и заслуживающим уважения результатом.

Дисторсия 16 мм
Дисторсия 16 мм
Дисторсия 20 мм
Дисторсия 20 мм
Дисторсия 28 мм
Дисторсия 28 мм

На фокусном 16 мм – «бочка» в 2,1% - несколько больше, чем я ожидал.

На фокусном 20 мм – бочкообразная дисторсия в 0,8%

На фокусном 28 мм – заметная только при программном тестировании «бочка» в 0,07%: сопоставимо с погрешностью измерений.


Tokina AT-X 12-28/4 Pro DX Aspherical
Tokina AT-X 12-28/4 Pro DX Aspherical

По мере роста фокусных геометрические искажения снижаются до полностью приемлемого уровня, а в положении 28 мм объектив практически свободен от дисторсии.

 

 

Разрешение и резкость

Цифровые данные публиковать не буду, ограничусь впечатлениями. Причин тому две, но они взаимосвязаны:

  • Тестировался предсерийный объектив - он может отличаться от экземпляров, которые пойдут в продажу
  • Мне не понравилось, как тестовый экземпляр вел себя на фокусном 12 мм – подозреваю несоответствие спецификациям: уж больно разительно отличались результаты на широком угле от результатов, показанных уже на фокусном 16 мм.

Общее впечатление: к рекордсменам по резкости объектив отнести сложно, но и в аутсайдеры зачислить будет несправедливо – резкость и поведение сопоставимы с основными конкурентами. Есть одно «но»: на тестовом экземпляре фокусное 12 мм, как я уже сказал, признать «рабочим» можно лишь на диафрагмах f/8 – f/11. Невысокая резкость на открытых диафрагмах усугубляется выраженной кривизной поля. В диапазоне 16 – 24 мм объектив заслуживает похвалы: разница центр/края незначительна уже на полностью открытой диафрагме. Фокусные 16 и 20 мм на полностью открытой можно использовать без сомнений, на фокусном 24 мм чуть больше выражена разница центр/углы кадра на открытой, на f/5.6 – все в полном порядке.

Виньетирование 28 мм f/4.0
Виньетирование 28 мм f/4.0

Фокусное 28 мм: разительной разницы с 24 мм нет, что не может не радовать – часто в положении «теле» присутствует некоторая компромиссность. Центр приемлемо резок уже на открытой, края похуже, но подтягиваются на f/5.6 и не вызывают отторжения на f/8.

 

С учетом «нелегких» 24 мегапикселей Nikon D5200, на котором тестировался объектив, результаты очень неплохи (если выбросить из рассмотрения фокусное 12 мм).

 

Виньетирование

Tokina AT-X 12-28/4 Pro DX отлично справляется с виньетированием. Затемнение краев и углов кадра явно присутствует на фокусных 12 – 20 мм на открытых значениях диафрагмы, но значения не превышают привычного для этого класса объективов. На фокусных 24 и 28 мм даже на полностью открытой диафрагме все в полном порядке.

 

Автофокус

Фронт фокус на 12 мм
Фронт фокус на 12 мм

Привод автофокуса Tokina AT-X 12-28/4 Pro DX использует ультразвуковой мотор с GMR-датчиком. Процесс нешумен и убедительно быстр. Претензий к цепкости автофокуса и повторяемости результатов нет – они находятся на привычном уровне. Точность тоже без нареканий, если не рассматривать результаты, показанные на фокусном 12 мм, где герой обзора дает фронт фокус такой величины, что его сложно откорректировать через внутрикамерную подстройку. Уже на фокусном 16 мм объектив попадает точно в цель – проблемны только 12 мм.

 

В режиме LiveView автофокус достаточно неплох, но некоторая склонность к «рысканию»  присутствует.

 

ХА 12 мм f/4.0
ХА 12 мм f/4.0

Хроматические аберрации

Уровень хроматических аберраций у предшественника неоднократно подвергался критике. Компании удалась «работа над ошибками» и Tokina AT-X 12-28/4 Pro DX отличается в лучшую сторону.

 

Начну опять с фокусного 12 мм: именно тут ХА наиболее выражены, их ширина на полностью открытой диафрагме составляет внушительные 2,6 пикселя (0,084%), что превышает условно приемлемый уровень в 0,06%. Неприятно еще то, что хроматика повышена равномерно по всему полю кадра – ХА присутствуют не только по углам и краям, но и в центре и середине кадра.

ХА 28 мм f/4.0
ХА 28 мм f/4.0

На других фокусных ситуация намного лучше: хроматические аберрации присутствуют, но их уровень не превышает допустимого. Прикрытие диафрагмы на уровень ХА влияния практически не оказывает.На фокусном 20 мм и f/4.0 – ширина ХА составляет 1,54 пикселяНа фокусном 28 мм и f/4.0 – ширина ХА составляет 1,44 пикселя.

 

Побороть окраску зон вне фокуса (сферохроматизм) пока не удалось: она явно присутствует на полностью открытой диафрагме, особенно на фокусных 24 – 28 мм.

 

Заключение

Tokina AT-X 12-28/4 Pro DX оставила скомканные впечатления.

 
Модель отличается высоким качеством изготовления и использованных материалов, отлично справляется с геометрическими искажениями и виньетированием, превосходит предшественника по контролю над хроматическими аберрациями, не уступает основным конкурентам по резкости, точно и быстро фокусируется. «Скомканность» впечатлений связана с работой тестового экземпляра на фокусном 12 мм, где с очень неплохой геометрией и невысоким виньетированием соседствуют выраженный фронт фокус и совершенно невнятная резкость на открытых значениях диафрагмы.

 

Делаю скидку на то, что тестировался предсерийный экземпляр, и надеюсь, что это недоразумение, а не присущие новой модели черты. 

 


Август 2013 года  

 

Update от декабря 2013 года.

На днях удалось поснимать серийным экземпляром объектива (к сожалению, времени на техническое тестирование не хватило): тщательное расматривание и сравнение результатов на мониторе подтвердило предположение о некондиционности предсерийного экземпляра, побывавшего на тесте. 

 

 

Новое на сайте Vlador.com

 

Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6

24 ноября 2016


Sigma 50-100 /1.8 DC HSM Art

19 ноября 2016



Manfrotto MT055CXPRO4

29 октября 2016


SunwayFoto XB-44

29 сентября 2016


Миф о пар-фокальности

7 сентября 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100