Tokina AF 16-28/2.8 AT-X Pro SD FX

Tokina 16-28/2.8 AT-X Pro
Tokina 16-28/2.8 AT-X Pro

 

Обзор и результаты тестирования объектива Tokina AF 16-28/2.8 AT-X Pro SD FX

 

 

Сверхширокий угол - головная боль производителей объективов. Сложность оптической схемы, необходимость исправления геометрии и опасность кривизны поля, подверженность аберрациям (а нужно еще соблюсти правила приличия в ценообразовании) приводят к тому, что в большинстве объективов с фокусными шире 20 мм присутствуют определенные "но", а то и явные огрехи, а процесс выбора сводится к определению уровня "приемлемости".

 

Tokina в последние годы выпустила целую серию широкоугольных зумов, получивших высокие оценки у фотографирующей публики:

  • Tokina AF 12-24/4 AT-X Pro (IF) DX - объявлена в октябре 2004 года, в июне 2009 анонсирована вторая версия
  • Tokina AF 11-16/2.8 AT-X Pro DX - объявлена в ноябре 2007 года, вторая версия анонсирована в январе 2012 года
  • Tokina AF 10-17/3.5-4.5 AT-X DX Fish-eye - объявлен в январе 2006
  • Tokina AF 16-28/2.8 AT-X Pro SD FX - объектив для полноформатных фотоаппаратов, объявлен в июле 2010 года
  • Tokina AF 17-35/4 AT-X Pro SD FX - анонсирована в июне 2011 года 

Стоит отметить, что многие объективы от Tokina используют оптические схемы, разработанные Pentax (который до октября прошлого года принадлежал Kenko-Tokina). Степень участия Pentax в разработке Tokina AF 16-28/2.8 AT-X Pro SD FX неизвестна, но, судя по всему, этот объектив больше "Токиновский".

Tokina 16-28/2.8
Рядом с Olympus E420

Tokina входит в состав группы компаний, каждая из которых хорошо известна фотолюбителям и профессионалам: кроме самой Tokina, слух ласкают названия Kenko, Hoya, Cokin, Slik, Daiwa.

 

Tokina 16-28/2,8 SD FX привлекла внимание еще 2 года назад - я был в поиске широкоугольного объектива после продажи очередной Sigma 12-24 - для пейзажного фотографа без ширика сумка пуста. Но Tokina долго добиралась до России, цена оказалась несколько выше ожидаемой и я приобрел Samyang 14/2,8 IF UMC, успокаивая себя тем, что сверх-широкий угол нужен не так часто, автофокус с такой ГРИП - блажь, а цена дружелюбна. Владимир (www.foto-canon.com) нарушил воцарившийся в душе покой, любезно предоставив на тест Tokina AF 16-28/2.8 AT-X Pro SD FX.

Tokina 16-28/2.8 Pro
Рядом с EF 70-200/2.8L

Технические характеристики

 

  • Угол поля зрения: 107 - 88 градусов
  • Оптическая конструкция: 15 элементов в 13 группах, включая 3 асферических и 3 SD элемента
  • Диапазон диафрагм: f/2.8 - f/22
  • Количество лепестков диафрагмы: 9, скругленные
  • Минимальная дистанция фокусировки: 28 см
  • Максимальное увеличение: 0,19х
  • Привод автофокуса: микромотор SD-M
  • Размеры: 90*133 мм
  • Вес: 950 грамм
Tokina 16-28/2.8 AT-X FX
Упаковка

Комплект поставки

Объектив упакован в симпатичную картонную коробку с качественной печатью. Внутри, кроме объектива c передней и задней крышками, минимальный набор сопроводительных бумаг: гарантийный талон и краткое руководство по эксплуатации. Понятно, что жаловаться на отсутствие бленды в комплекте не приходится - она встроенная, но какой-нибудь, пусть даже завалящий, чехол для хранения был бы очень кстати и подтвердил принадлежность Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro FX к верхнему сегменту производимых фирмой объективов.

Tokina 16-28/2.8
Комплект поставки

Качество материалов, изготовления и эргономика

Начну с того, что объектив немаленький. Вернее так: Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro FX - объектив большой и массивный, чего не скажешь по фотографиям в обзорах. По размерам и весу Tokina уступает лидерам потребительского класса (вес, например, по сравнению с Canon EF 70-200/2.8L USM меньше на 360 грамм, да и длина меньше на 6 см), но при первом знакомстве оказывается неожиданно габаритнее (9,1*13,5 см) и тяжелее (950 грамм) ожидаемого.

Лирическое отступление (о наболевшем).

С детства не люблю два околоспортивных занятия: бег на длинные дистанции и перетаскивание тяжестей. Тестирование Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro FX помогло очертить рамки приемлемого веса объектива для неутомительного использования в течение дня. Теперь знаю, что для меня объектив до 1 кг терпим, около 700 грамм (Canon EF 70-200/4L USM или EF 24-105/4L IS) - приемлем, легче - легок и дружелюбен. Забавно, но на первый взгляд небольшая разница в 500 грамм (при общем весе комплекта с сумкой в 3 кг) полностью меняет ощущения: если стандартный набор EOS 5D и EF 24-105/4L IS я без проблем таскаю с собой целый день, то с EF 70-200/2.8L USM уже к середине дня ищу, куда бы прислониться и прислонить кофр. Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro FX при весе в 950 грамм отличается от стандартного набора в большую сторону, но позволяет не сломаться к вечеру.

Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro FX

В связи с этим готов заметить, что распространенное мнение о том, что фокусное 28 мм "на длинном конце" пользователю не помеха (якобы Tokina станет дополнением к стандартному зуму, начинающемуся с 24 - 28 мм) неверно: AT-X 16-28/2.8 Pro FX - объектив в прогулках "малосменный" - EF 50/1.8 II в дополнение взять еще можно, а вот комплект со стандартным зумом весом и габаритами определенно нарушит томность фотопрогулки и потребует вместительного рюкзака.

 

Вернемся к Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro FX. Никаких нареканий к качеству материалов и сборки. Tokina издавна славится "основательностью" своих объективов, AT-X 16-28/2.8 Pro FX также не разочарует. Отличный качественный пластик, отсутствие всякого рода разболтанности и допусков, присутствие всех необходимых признаков "настоящего качественного" объектива (металлический байонет, окошко расстояний, удобные обрезиненные кольца фокусировки и зуммирования) не дают повода для придирок и критиканства. Первые экземпляры подвергались остракизму за неудобную и невнятную переднюю крышку - фирма исправилась и крышка стала основательной, не слетающей, полностью закрывающей передний элемент, с хорошими и удобными защелками.

Tokina 16-28/2.8 AF
Передний элемент

Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro FX - объектив с внутренней фокусировкой, он не меняет общего размера (хотя передний элемент перемещается внутри бленды где-то на полсантиметра вперед к положению 16 мм), передний элемент не вращается при фокусировке. А вот со стандартной фразой "использование фильтров не затруднено" сложности: передний элемент объектива выпуклый, использование светофильтров просто невозможно. Это - с моей точки зрения - главный минус объектива. Для пейзажа градиентный и поляризационный фильтры зачастую просто необходимы, да и передний элемент скучает по защитному фильтру - уж больно беззащитно и выпукло он выглядит на далеко не дешевом объективе. Не успокаивают и заявления Tokina о том. что на него нанесено пылеотталкивающее и влагозащитное покрытие.

 

Еще одно лирическое отступление: выпуклые передние элементы в последнее время становятся стандартом для сверхширокоугольных объективов. Получается замкнутый круг: "ширик" нужен в основном для пейзажа, а невозможность использования полярика и градиентника серьезно ограничивает именно пейзажную съемку. 

Tokina 16-28/2.8 AT-X FX
Дисторсия на 16 мм

Кольцо зуммирования широкое (почти 2 см) обрезиненное, удобно расположено, хорошо демпфировано и с плавным равномерным ходом; несколько более тугое, чем привычно. Ход кольца составляет около 60 градусов.

Кольцо ручной фокусировки также не вызывает никаких нареканий: обрезиненное, не шатается, с плавным ходом, шириной 2 см и поворотом на 90 градусов.

Переключение режимов фокусировки происходит традиционно для объективов Tokina перемещением кольца фокусировки. Никаких затруднений и раздражения не вызывает.

 

Широко и громко рекламировавшийся в момент выхода объектива новый для Tokina "silent DC Motor with a GMR (giant magneto-resistance) sensor" в приводе автофокуса не совсем бесшумный. Он значительно тише подвывающего обычного микромотора, но не бесшумен, как USM-привод. Во многих отзывах слышал нарекания на то, что этот мотор недолюбливает LiveView. Специально попробовал - соглашусь, что появляется досадное рыскание.

Tokina 16-28/2.8
Дисторсия на 28 мм

В целом, объектив заслуживает твердой пятерки за эргономику, удобство использования, качество изготовления, сборки и материалов. Разочаровывает лишь невозможность использования светофильтров. Если придираться, то можно еще упомянуть о смещении центра тяжести связки фотоаппарат/объектив вперед при съемке со штатива (штативное кольцо не предусмотрено даже в качестве опции) и отсутствие пыле-влагозащиты.

 

Геометрические искажения

Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro FX показывает очень неплохие результаты для этого класса объективов. Значения предсказуемой бочкообразной дисторсии в цифрах выглядят не радужно, но не стоит забывать о фокусных расстояниях объектива и о том, что даже у "L"-конкурентов показатели отнюдь не лучше.

Бочкообразная дисторсия на 16 мм составляет 3,9%, на 20 мм - 2,5% , на 24 мм - 1,3%, на 28 мм - 0,8%.

Фокусировка

Никаких нареканий. Фазовый автофокус быстр и точен. Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro не склонна к рысканию даже в сложных условиях, промахов почти нет. Звук привода присутствует, но совершенно не раздражает.

Ручная фокусировка не вызывает затруднений, а отлично работающий автофокус редко заставляет переключаться в ручной режим.

 

Виньетирование

Вряд ли стоило ожидать выдающихся результатов от объектива с фокусными 16-28 мм и светосилой f/2.8: на полностью открытой диафрагме в положении 16 мм затемнение по углам кадра достигает внушительных 2,5 ступеней. Прикрытие диафрагмы значительно улучшает ситуацию, но даже на f/8 на 16 мм виньетирование остается равным 1 ступени.

 

Эффект снижается с ростом фокусных расстояний и в положении 28 мм на полностью открытой диафрагме составляет 1,5 ступени, снижаясь до терпимых 0,6 ступени к f/8. Опять же - не хуже одноклассников и конкурентов, да и правится виньетирование в графических редакторах без проблем и затруднений.

Резкость

Объектив откровенно порадовал: я ожидал худших показателей. Очевидно Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro разрабатывалась с упором на достойное разрешение именно на самом широком угле: разрешение на фокусных 16 и 20 мм выше, чем на 24 и 28 мм. Объектив неплох по центру на всех фокусных уже на полностью открытой диафрагме, прикрытие всего на 1 ступень, до f/4, делает центр еще лучше и значительно подтягивает края и углы, делая картинку полностью приемлемой. Дальнейшее прикрытие диафрагмы такого скачка не дает.

 

На 16 мм приемлемому центру сопутствуют несколько мыльноватые края. На f/4 все отлично по центру, чуть хуже углы кадра, а на f/5.6 и f/8 картинка резкая от края и до края.

 

 16 мм

f/2,8

f/4,0

f/5,6

f/8

Центр

86%

98%

97%

93%

Середина

77%

89%

94%

90%

Угол

59%

74%

84%

83%

 

На 20 мм Tokina AT-X 16-28/2.8 дает приемлемую картинку уже на полностью открытой диафрагме.

 

 20 мм

f/2,8

f/4,0

f/5,6

f/8

Центр

88%

98%

100%

92%

Середина

78%

84%

90%

86%

Угол

62%

80%

87%

84%

 

На 24 мм:

 

 24 мм

f/2,8

f/4,0

f/5,6

f/8

Центр

86%

94%

95%

92%

Середина

77%

83%

89%

85%

Угол

63%

74%

83%

81%

 

На 28 мм полностью открытую диафрагму лучше избегать - картинка мыльновата, но уже с f/4 все хорошо.

 

 28 мм

f/2,8

f/4,0

f/5,6

f/8

Центр

80%

93%

95%

93%

Середина

68%

79%

88%

87%

Угол

51%

64%

84%

83%

 

 

89%

104%

отлично

75%

88%

очень хорошо

61%

74%

хорошо

 

60%

приемлемо

 

 

 

 

 

 

Добавлю, что падение разрешения к f/11 очень незначительно и Tokina AT-X 16-28/2.8 полностью работоспособна на всех фокусных на f/11 с равномерной резкостью по всему полю кадра.

 

О методе измерений - в статье "О точке отсчета"

Tokina 16-28/2.8 AT-X PRO FX
Хроматические аберрации 16 мм f/2.8

Хроматические аберрации

На открытой диафрагме могут доставлять серьезные неудобства: ширина достигает 2,6 пикселя - контрастные переходы будут "расцвечены" и потребует правки при постобработке. Хроматические аберрации присутствуют на всех фокусных и всех значениях диафрагмы (на прикрытых диафрагмах составляя менее пугающие 1 - 1,4 пикселя в ширину.

 

Окраска зон в зонах вне фокуса контролируется значительно лучше, не доставляя неудобств.

Tokina 16-28/2.8
Зайцы

Работа в контровом свете

То, что у Tokina AT-X 16-28/2.8 называют "встроенной блендой" отнюдь ей не является: скорее эти лепестки призваны защитить выпуклый беззащитный передний элемент, хотя они и помогают объективу бороться с коварным контровым освещением: Tokina AT-X 16-28/2.8 сохраняет приемлемую контрастность независимо от положения источника света (что не всегда можно сказать о "широкоугольниках"). А вот с "зайцами" и другими артефактами дело также невнятно, как и у большинства "выпуклых" коллег: источник света близко к краю кадра от души расцвечивает его. Совет один: избегать солнца близко к краю кадра и внимательно смотреть в видоискатель: Tokina AT-X 16-28/2.8 себя не ограничивает и "зайцы" видны в видоискателе.

Вывод

Перечитал и содрогнулся - и фильтры невозможны, и на открытой края оставляют желать, и в контровом свете не блещет (вернее, наоборот - блещет), и с хроматикой не особо. Казалось бы, сплошное недоразумение. Но безотносительное тестирование невозможно, а в сравнении с конкурентами и одноклассниками Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro FX совсем не проигрывает, а часто выступает убедительнее. Объектив дает контрастную, сочную картинку с правильными цветами, прикрытый всего на 1 ступень способен удивить разрешением по центру и однородностью по всему полю, успешно работает на полностью открытых диафрагмах, светосилен для зум-объектива, качественно сделан, не хуже конкурентов по дисторсии и виньетированию. Боке - если можно говорить о боке объектива с такими фокусными расстояниями - без нареканий, благо светосила немаленькая.

 

Я без раздумий избавился бы от Samyang 14/2.8 IF UMC и взял бы себе Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro FX, если бы она дружила с фильтрами. Рекомендую Tokina 16-28/2.8 смело, но с небольшим уточнением: не стоит сравнивать и выбирать между Tokina AT-X 16-28/2.8 Pro FX и Canon EF 16-35/2.8L USM II (несмотря на то, что именно это сравнение сразу приходит на ум - технически Tokina совсем не проигрывает, позволяя сэкономить почти треть от цены Canon). Сравнивайте с Canon EF 17-40/4L USM

Впервые советую предпочесть объектив стороннего производителя оригинальному, да еще и потратить больше цены оригинального: если есть возможность купить Ef 16-35/2.8L II - покупайте не раздумывая, а вот из пары Canon EF 17-40/4L USM и Tokina 16-28/2.8 SD FX я совершенно однозначно советую выбрать Токину: пусть она и дороже на треть (находится по цене ровно посередине между Canon EF 16-35/2.8 L II и EF 17-40/4 L), но порадует и удовольствия доставит несоразмерно больше разницы в цене.

 

апрель 2012 года

 

 

Еще по теме:

 

Tamron SP 15-30/2.8 Di VC USD 

Nikon Nikkor 16-35/4G ED VR

 

 

Оставить комментарий

Комментарии: 2
  • #1

    Александр (Понедельник, 21 Ноябрь 2016 20:49)

    В моем экземпляре при тряске что то болтается, а при установке на тушку все нормально, что это может быть?

  • #2

    Vlador (Вторник, 22 Ноябрь 2016 21:44)

    Сложно сказать, но если предполагать, то что-то связанное с автофокусом/фокусирующей группой (если я правильно понял и звук пропадает при "подаче напряжения" на объектив). В остальном все в порядке? Никаких признаков поломок?

Новое на сайте Vlador.com

 

Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6

24 ноября 2016


Sigma 50-100 /1.8 DC HSM Art

19 ноября 2016



Manfrotto MT055CXPRO4

29 октября 2016


SunwayFoto XB-44

29 сентября 2016


Миф о пар-фокальности

7 сентября 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100