Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 AF PRO

 

Обзор и тест объектива Tokina AF 28-80/2.8 AT-X PRO

 

Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 AF PRO
Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 AF PRO

Начну очень издалека. В 1935 году талантливый изобретатель и инженер Пьер Энженё (Pierre Angenieux) основал в Париже компанию по разработке оптики для кинематографа. Уже через три года, в 1938 году, в линейку продукции добавились фотообъективы, первым стал Angenieux 50/2,9. Энженё принадлежит первенство в производстве ретрофокусных фотообъективов - в 1950 году первой моделью стал Angenieux 35/2,5. В 60-х годах прошлого века компания стала одной из первых, выпускающих качественные объективы с переменным фокусным расстоянием. Первые фотографии обратной стороны Луны в 1964 году были сделаны на объектив Angenieux 25/0.95, а кинообъективы компании использовались для съемки высадки человека на Луну в 1969 году. Наград, заслуг и регалий у компании достаточно, но это не помогло ей в условиях усиливающейся конкуренции на рынке массовой продукции: в 1986 году компанию купила группа Essilor, а в 1993 - группа компаний Thales (ранее Thomson-CSF). В 1994 году Angenieux прекратил производство массовой продукции (в том числе фотообъективов), сосредоточившись на профессиональном рынке. Последним разработанным и запущенным в производство фотографическим зумом стал Angenieux AF 28-70/2.6, который рекламировали как «самый светлый автофокусный зум-объектив в мире».

Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 AF
Внешний вид

Шагнем чуть ближе к герою сегодняшнего обзора: Tokina выкупила у Angenieux оптическую схему и право на производство Angenieux AF 28-70/2.6 под своим именем и выпустила в 1994 году первую «вариацию на тему» - Tokina 28-70/2.6-2.8 AT-X 270 AF PRO. Позже вышла вторая версия объектива, отличающаяся блендой, отделкой корпуса и улучшенным просветлением. А в 2000 году свет увидел герой сегодняшнего обзора – объектив Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 AF PRO, также ведущий корни от Angenieux AF 28-70/2.6

 

Три упомянутых светосильных «штатных» зума от Tokina были с энтузиазмом встречены фотографирующей публикой и до сих пор пользуются популярностью у увлеченных фотолюбителей: своеобразный рисунок и качественное исполнение соседствуют в них с относительно невысокой ценой на вторичном рынке.

 

Технические характеристики

Оптическая схема (с сайта фирмы)
Оптическая схема (с сайта фирмы)
  • Фокусные расстояния: 28 – 80 мм
  • Угол поля зрения (диагональ): 75,3 – 30,3 градуса
  • Оптическая конструкция: 16 элементов в 12 группах, включая 2 асферических и 1 SD элемент
  • Диапазон диафрагм: f/2.8 – f/22
  • Количество лепестков диафрагмы: 9
  • Привод автофокуса: обычный микромотор
  • Минимальная дистанция фокусировки: 50 см
  • Максимальное увеличение: 0,2х
  • Диаметр светофильтра: 77 мм
  • Размеры: 120*84 мм
  • Вес: 820 грамм


Выпускались варианты: Canon, Minolta, Nikon и Pentax

28-80/2.8 AT-X 280 AF
Бленда и передняя крышка

Комплект поставки

На тест объектив пришел в «рабочем» комплекте:

  • Объектив
  • Передняя и задняя крышки
  • Бленда Tokina BH-775

Информация на сайте компании говорит о том, что продавалась модель в комплекте с мягким чехлом для хранения. Обидно, что фирма отказалась от комплектации моделей своей топовой линейки AT-X этим полезным аксессуаром.

Добавлю, что качество комплектной лепестковой бленды заслуживает самой высокой оценки: отличный пластик, «бархатная» внутренняя поверхность. Передняя же крышка достойна сурового порицания за крайнее неудобство использования: тонкая, с невнятными боковыми замками.

Качество материалов и изготовления, органы управления и эргономика

Да, были линзы в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри…

Классикой навеяно

Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 AF PRO
Рядом с Canon EF 24-105/4 L

Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 AF PRO – яркий представитель знаменитой линейки «железных» объективов компании. В случае с героем обзора это не метафора, а констатация факта: основа объектива выполнена из дюралюминия, внешние поверхности из композитных материалов, а крепление байонета из хромированной латуни. Объектив выглядит и ощущается собранным, крепким и качественным. Нравится приятная шероховатость поверхности, полное отсутствие люфтов и разболтанности. Окошко расстояний в наличии, кольца изменения фокусных и ручного фокуса покрыты рифленой резиной, золотая полоска на переднем срезе заявляет о «серьезности». Конструктив заслуживает самой высокой оценки, находится на уровне лучших образцов объективостроения. В модели явно ощущается «старательность» производителя, стремившегося сделать на самом деле высококачественный объектив.

Tokina AF 28-80/2.8 AT-X
Передний элемент утоплен (фокусное 50 мм)

AF 28-80/2,8 не меняет внешних размеров при изменении фокусных расстояний, перемещая элементы внутри корпуса. Решение нехарактерно для штатных зумов диапазона 24/28 – 70/80 мм, но избавляет от выдвигающегося (и зачастую разбалтывающегося) «хобота». Хобот отсутствует, но в положении 80 мм Tokina AT-X 280 PRO склонна к самостоятельному изменению фокусного под собственным весом: направленная вверх «сдвигается» на 75 мм, возвращается обратно в положение 80 мм направленная вниз.

Передний элемент объектива находится ближе всего к переднему краю в положении 28 мм, уходит вглубь на целый сантиметр к фокусному 50 мм и снова выдвигается вперед на 5 мм к фокусному 80 мм.

Кольцо изменения фокусных убедительно широкое – 3 см, из которых 2 покрыты рифленой резиной, расположено именно там, где нужно, отлично демпфировано, вращается мягко и с комфортным усилием, без заеданий и закусывания. Ход кольца составляет чуть меньше 90 градусов.

Tokina AT-X 28-80/2.8 Pro
Задний элемент

Широкое кольцо ручной фокусировки находится в передней части объектива и, кроме основной функции, выполняет роль переключателя режимов фокусировки: режим ручного фокуса включается перемещением кольца на себя, автоматического – от себя. Решение может нравиться или нет, но в сочетании с обычным микромотором в приводе автофокуса обеспечивает неподвижность кольца в режиме АФ – кольцо выходит из зацепления с механизмом в режиме автофокуса. Критиковать можно, но определенно привлекательнее постоянно вращающегося и мешающего кольца фокусировки.

Кольцо покрыто рифленой резиной, широкое (5 см, из которых 3,5 обрезинены), расположено удобно, отлично демпфировано, вращается в режиме ручного фокуса мягко, равномерно и без затруднений. Ход кольца короткий – около 90 градусов.

Дисторсия на 28 мм
Дисторсия на 28 мм

Геометрические искажения

Время разработки Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 AF PRO сказывается на выступлении модели в тестовых дисциплинах, но с геометрическими искажениями объектив справляется неплохо, а показанные результаты находятся в пределах, не превышающих показатели одноклассников и конкурентов.

На фокусном 28 мм бочкообразная дисторсия составляет 2,5%. Результат не выдающийся, но лучше показателя Canon EF 28-80/2.8-4 L – объектива, оптическая схема которого разрабатывалась приблизительно в то же время.

Дисторсия на 35 мм
Дисторсия на 35 мм
Дисторсия на 50 мм
Дисторсия на 50 мм

На фокусном 35 мм уровень бочкообразной дисторсии опускается до относительно комфортного в 0,9%. Снова чуть лучше EF 28-80/2.8-4.

Характер геометрических искажений меняется в районе фокусного 40 мм. В положении 50 мм подушкообразная дисторсия составляет 1,05%.


Дисторсия на 80 мм
Дисторсия на 80 мм

 

 

«Подушка» увеличивается до 1,9% к фокусному 80 мм – в положении «теле» показатели хуже конкурентов, на реальных снимках будут заметны и могут потребовать коррекции при постобработке.

 

Характер дисторсии обычный, правится она в графических редакторах без проблем.

 

 

 

 

Разрешение и резкость

Фронт-фокус и туманность на 80 мм и f/2.8
Фронт-фокус и туманность на 80 мм и f/2.8

Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 PRO – модель совершенно точно не предназначенная для фотолюбителей, стремящихся к максимизации резкости: на полностью открытой диафрагме объектив откровенно мягковат. Приемлемые показатели начинаются на широком угле с f/4.0, а в диапазоне 50 – 80 мм лишь с f/5.6. Поведением на полностью открытой диафрагме, особенно в теледиапазоне он напоминает многие экземпляры Canon EF 50/1.4 USM: нерезкость, помноженная на размытость и свечение краев, дает необычную, но привлекающую многих «портретистов» картинку. Я называю ее «эффектом ёжика в тумане».

 

96%

115%

отлично

81%

95%

очень хорошо

66%

80%

хорошо

40%

65%

приемлемо

 

39%

плохо

 

 

 

 

 

 

 

 

О методе представления данных – в материале «Точка отсчета».

Виньетирование 28 мм f/2.8
Виньетирование 28 мм f/2.8

Виньетирование

Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 AF PRO – середнячок: виньетирование присутствует, результаты не выдающиеся, но не намного хуже конкурентов и одноклассников.

Ожидаемо, наиболее проблематичен широкий угол: на фокусном 28 мм и полностью открытой диафрагме уровень виньетирования в углах кадра достигает 3 ступеней. Прикрытие диафрагмы ситуацию улучшает, но не исправляет полностью: на f/4.0 затемнение в углах составляет немалые 1,8 ступени, на f/5.6 все еще превышает относительно комфортное значение в 1 ступень – 1,25 ступени, и лишь на f/8.0 снижается ниже отметки в 1 ступень.

Виньетирование 35 мм f/2.8
Виньетирование 35 мм f/2.8
Виньетирование 50 мм f/2.8
Виньетирование 50 мм f/2.8

Фокусное 35 мм: на f/2.8 угла затемнены на 2,1 ступени, на 1.1 ступени на f/5.6, показатели ниже 1 ступени достигаются только на f/8.0

Фокусное 50 мм: 1,8 ступени на полностью открытой диафрагме, но уже на f/4.0 все относительно неплохо – 0,8 ступени


Виньетирование 80 мм f/2.8
Виньетирование 80 мм f/2.8

В положении «теле» и на полностью открытой диафрагме виньетирование превышает 2 ступени (2,2), но выраженность эффекта быстро снижается с прикрытием диафрагмы: 0,8 ступени на f/4.0 и 0,45 ступени на f/5.6

 

Автофокус

В приводе автофокуса используется обычный микромотор, поэтому ожидать бесшумности и мгновенности от процесса не стоит. Тем не менее, раздражения объектив не вызывает ни особой медлительностью, ни выдающейся громкостью. Звук присутствует умеренно, и если досаждает, то не громкостью, а тональностью. Скорость привычна для автофокуса с обычным микромотором в приводе: прогон занимает чуть больше 1 секунды.

Tokina AT-X 28-80/2.8
Вид сверху

Цепляется автофокус неплохо, а при использовании центральной точки фокусировки способность находить цель даже в сложных условиях вызывает уважение, но часто процесс состоит из двух ходов – предварительная фокусировка-задержка-окончательная.

К точности работы претензий нет, но с условием одной оговорки: на моем фотоаппарате фокусировка тестируемого экземпляра явно уходила во фронт. К счастью эффект был выражен примерно одинаково на всем диапазоне фокусных расстояний и проблема была поправлена внесением поправки.

Повторяемость результатов на уровне ожидаемого – промахи по вине автофокуса случаются, их количество чуть выше привычного, но не настолько, чтобы относиться к ним, как к реальной проблеме.

ХА 28 мм f/2.8
ХА 28 мм f/2.8

Отмечу, что тестовый экземпляр на удивление быстро и уверенно работает в режиме LiveView.

 

Хроматические аберрации

Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 AF PRO похвастаться особо нечем: хроматические аберрации присутствуют на всех фокусных и мало зависят от значения диафрагмы. На удивление показатели лучше в диапазоне 50 – 80 мм, чем на широком угле. Еще более удивительно то, что на реальных снимках определяемый программой уровень ХА заметен намного меньше, чем подсказывают числовые значения: для перепроверки пришлось даже сделать несколько дублей тестовых снимков. Поэтому высокие значения ХА (особенно на широком угле) нужно рассматривать с поправкой на то, что на реальных снимках они проявляются скромнее, чем можно предположить.

ХА 80 мм f/2.8
ХА 80 мм f/2.8

На фокусном 28 мм и полностью открытой диафрагме ширина хроматических аберраций в углах кадра достигает 3,3 пикселя. На f/4.0 – 3.2 пикселя, снова 3.3 на f/5.6 и 2,84 на f/8.

Значения для фокусного 35 мм: f/2.8 – 2.2 пикселя в углу кадра, f/4.0 – 2.45 пикселя, f/5.6 – 2.58 пикселя, f/8.0 – 2.09 пикселя.

Край кадра на фокусном 50 мм: f/2.8 – 1.7 пикселя, 1.92 на f/4.0, 1.97 на f/5.6 и 1.8 на f/8.

Фокусное 80 мм неожиданно неплохо: f/2.8 – 1.64 пикселя, f/4.0 – 2.06 пикселя, f/5.6 – 1.7 и 2.08 пикселя на f/8.

 

Окраска зон вне фокуса явно присутствует на открытых диафрагмах, сходит на нет к f/5.6.

 

Картинка, боке, работа в контровом свете

Tokina AT-X 28-80/2.8 Pro
Tokina AT-X 28-80/2.8 Pro

Tokina 28-80/2.8 AT-X умеет формировать привлекательное и нескучное изображение. Очень неплохая цветопередача; живые и насыщенные цвета не разочаруют владельца. Боке, по моему мнению, несколько перегружено, но знаю, что очень многим оно нравится, а сочетание боке с мягкостью и туманностью картинки, формируемой на открытых значениях диафрагмы в теледиапазоне, до сих пор обеспечивает модели круг поклонников и почитателей.

Работа в контровом свете и сложных условиях освещения откровенно оставляет желать: бленда в случае с героем обзора не аксессуар, а суровая необходимость – объектив способен наловить «зайцев» и переотражений в совершенно безобидных ситуациях. Об этом не стоит забывать и следить за положением источников света в кадре – бленда в случае с Tokina 28-80/2.8 AT-X совсем не панацея.

 

Заключение

Tokina AT-X 28-80/2.8 Pro
Tokina AT-X 28-80/2.8 Pro

Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 – совершенно однозначно объектив на любителя. Показатели в тестах вряд способны вызвать воодушевление, но модель подкупает своим своеобразием – с ней интересно и нескучно.

К несомненным плюсам объектива можно отнести высокое качество изготовления. К минусам – слабую работу в сложных условиях освещения, высокий уровень хроматических аберраций и выраженное виньетирование.

 

Отношение фотолюбителей к модели различается в зависимости от предпочитаемого жанра съемки: для снимающих преимущественно портреты провал по резкости на открытых значениях диафрагмы будет компенсирован своеобразием картинки, для ищущих штатный зум на все случаи жизни необходимость постоянно прикрывать объектив до f4 – f/5.6, а для пущей уверенности до f/8.0, нивелирует фигурирующую в названии f/2.8 и удобный диапазон фокусных.

 

Мне Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 приглянулась, но исключительно в качестве дополнительного объектива «для души» и «изредка побаловаться»: я редко снимаю портреты и практическая ценность модели для меня невелика.

 

Благодарю Владимира (www.foto-canon.com) за предоставленный на тест экземпляр объектива.

 

 

 

апрель 2013 года

Новое на сайте Vlador.com

 

Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6

24 ноября 2016


Sigma 50-100 /1.8 DC HSM Art

19 ноября 2016



Manfrotto MT055CXPRO4

29 октября 2016


SunwayFoto XB-44

29 сентября 2016


Миф о пар-фокальности

7 сентября 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100