Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6 ASPH Power OIS

 

Обзор и результаты тестирования объектива Panasonic Lumix G 12-60mm f/3.5-5.6 ASPH Power OIS на фотоаппарате Panasonic DMC-G80

 

 

Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6 ASPH Power OIS
Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6 ASPH Power OIS

Объективы с диапазоном фокусных расстояний 24-105/120 мм присутствуют в линейках многих производителей и пользуются неизменной популярностью у фотолюбителей в качестве «штатных» (или «объективов на каждый день»). Пусть это не гиперзумы «все в одном», но удобный диапазон фокусных от широкого угла до умеренного теле успешно покрывает большинство задач, а относительно невысокая кратность 4,5 – 5х позволяет производителям добиться неплохого качества за приемлемые деньги.

 

Вариацию «на тему» от Panasonic - Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6 ASPH Power OIS - анонсировали в феврале 2016 года. Моделью комплектуются некоторые фотоаппараты Panasonic, также ее можно купить отдельно. На тест герой обзора пришел в составе «китового» комплекта с новинкой компании – Panasonic Lumix DMC-G80.

 

Технические характеристики

Оптическая схема
Оптическая схема

Фокусное расстояние: 12 -60 мм

Эквивалентное фокусное расстояние: 24 – 120 мм

Угол поля зрения (диагональ): 80,05 – 20,44

Оптическая конструкция: 11 элементов в 9 группах, включая 3 асферических и 1 ED элемент

Диапазон диафрагм: f/3.5 – 5.6 – f/22

Количество лепестков диафрагмы: 7, скругленные

Минимальная дистанция фокусировки: 20 см

Максимальное увеличение: 0,27х

Диаметр светофильтра: 58 мм

Размеры: 71 х 66 мм

Вес: 210 грамм

 

Комплект

Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6 ASPH Power OIS пришел на тест с фотоаппаратом Panasonic Lumix DMC-G80 в комплекте c передней и задней крышками и лепестковой блендой Panasonic H-FS12060.

 

Изготовление, конструктив

Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6 ASPH
В положении 60 мм

Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6 ASPH Power OIS – объектив начального уровня, но сетовать на использованные материалы и тщательность изготовления не приходится: пластик качественный, байонет металлический, сборка аккуратная, люфты, допуски и иные неприятности отсутствуют. Добавлю, что производитель заявляет о присутствии пыле и влагозащиты и использовании металлических деталей в шасси объектива.

Придраться можно к обычному рифленому пластику колец изменения фокусных и ручной фокусировки – нескользящее резиновое покрытие отсутствует.

 

Герой обзора не балует изобилием органов управления: список состоит из двух пунктов: кольцо ручной фокусировки и кольцо изменения фокусных. Если отсутствие окошка расстояний можно объяснить заботой о габаритах объектива, то переключатели режима работы автофокуса и оптического стабилизатора, как мне кажется, пришлись бы ко двору.

Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6 ASPH Power OIS
Передний элемент

Кольцо изменения фокусных расстояний занимает центральную часть объектива, расположено удобно, ширины в 23 мм хватает для комфортной работы, неплохо демпфировано, люфтов и разболтанности нет. Ход кольца составляет около 90 градусов, равномерный на большей части диапазона, на тестируемом экземпляре требовалось чуть большее усилие в диапазоне 50 – 60 мм.

 

Кольцо ручной фокусировки расположено в передней части объектива, на удивление хорошо для системы “focus by wire” демпфировано, ход зависит от скорости вращения.

 

При изменении фокусных расстояний объектив перемещает тубус с передним элементом. Наименьшая длина приходится на фокусное 20 – 22 мм, к положению 12 мм тубус выдвигается где-то на 3 мм и на 35 мм в положении 60 мм. Передний элемент не вращается, использование светофильтров не затруднено.

 

В целом, объектив заслуживает высоких оценок за качество материалов и изготовления, модель удобна, дружелюбна размером и весом.

 

Геометрические искажения

Контроль над дисторсией Panasonic 12-60/3.5-5.6 отдает на откуп программным возможностям фотоаппарата. Подход не нов и широко используется в беззеркальных системах, но не стоит забывать о том, что программная коррекция на итоговом снимке зачастую изменяет угол поля зрения (читай – фокусное расстояние) и разрешение. Подробнее можно посмотреть в материале «О разрешении и постобработке».

 

На фокусном 12 мм неплохой показатель в 1,67% бочкообразной дисторсии на JPEG кадре оборачивается могучей «бочкой» в 6,73% на RAW-изображении.

Дисторсия 12 мм, JPEG
Дисторсия 12 мм, JPEG
Дисторсия 12 мм, RAW
Дисторсия 12 мм, RAW

Обратите внимание не только на могучую разницу в геометрических искажениях между RAW и JPEG кадрами, но и на разницу в угле поля зрения (Imatest «обсчитывал» один и тот же кадр, записанный одновременно в двух форматах). Соглашусь, что немало RAW-конвертеров способны автоматически править геометрию и для фотолюбителя важнее конечный результат, но тем не менее. Слышал, что Panasonic не жульничает с фокусными и заявленные 12 мм (24 мм в эквиваленте) соответствуют углу, получаемому из JPEG-кадра; точно измерять не стал, но склонен согласиться.   

 

По мере роста фокусных разница RAW-JPEG перестает быть настолько разительной и показатели не выходят за рамки приемлемого. Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6 ASPH Power OIS изменяет характер геометрических искажений с бочкообразного на «подушку» в районе фокусного 20 мм.

 

На фокусном 23 мм «подушка» в 0,16% на Jpeg будет практически незаметна на реальных кадрах, показатели RAW-снимка в 1% также не критичны.

Дисторсия 23 мм, JPEG
Дисторсия 23 мм, JPEG
Дисторсия 23 мм, RAW
Дисторсия 23 мм, RAW

 

На фокусном 60 мм «подушка» на JPEG-е составляет 0,35%, в RAW – 0,8%.

 

Дисторсия 60 мм, JPEG
Дисторсия 60 мм, JPEG
Дисторсия 60 мм, RAW
Дисторсия 60 мм, RAW

Центр/края на 12 мм и f/3.5
Центр/края на 12 мм и f/3.5

Разрешение и резкость

Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6 не разочаровал: объектив выступил собранно и без досадных провалов на всем диапазоне фокусных расстояний. Результаты выглядят предпочтительнее на широком угле, но и в положении «теле» герой обзора формирует полностью приемлемое по резкости изображение уже на полностью открытой диафрагме. Особо отмечу равномерность резкости по всему полю кадра: края и углы отличаются, но не выходят за рамки «хорошо-очень хорошо», что позволяет использовать объектив на всех рабочих значениях диафрагмы.

 

 

Я бы назвал работу Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6 «стабильной», что для «объектива на каждый день» может быть важнее рекордных показателей.

О методе представления полученных данных - в материале "Точка отсчета".

 

Виньетирование

Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6 ASPH Power OIS пользуется программной коррекцией виньетирования в JPEG кадрах. Нужно отметить, что уровень виньетирования объектива может доставить неприятности только на широком угле, а с середины диапазона фокусных герой обзора удерживает затемнение углов кадра по отношению к центру нижу условно-комфортного уровня в 1 ступень и на JPEG, и на RAW кадрах.

Виньетирование 12 мм, f/3.5
Виньетирование 12 мм, f/3.5
Виньетирование 27 мм, f/4.5
Виньетирование 27 мм, f/4.5
Виньетирование 60 мм, f/5.6
Виньетирование 60 мм, f/5.6

JPEG. На фокусном 12 мм и полностью открытой диафрагме виньетирование превышает 1,5 ступени и опускается ниже 1 ступени только на f/5.6.

 

Уже на 27 мм и открытой диафрагме уровень виньетирования комфортен – 0,7 ступени.

На 60 мм и f/5.6 также без проблем – 0,6 ступени.

Виньетирование 12 мм, f/3.5, RAW
Виньетирование 12 мм, f/3.5, RAW
Виньетирование 27 мм, f/4.5, RAW
Виньетирование 27 мм, f/4.5, RAW
Виньетирование 60 мм, f/5.6, RAW
Виньетирование 60 мм, f/5.6, RAW

RAW. На фокусном 12 мм и полностью открытой диафрагме виньетирование превышает 2,2 ступени и не опускается ниже 1 ступени даже на f/8,0.

На 27 мм и открытой диафрагме уровень виньетирования комфортен – 0,9 ступени.

На 60 мм и f/5.6 результат практически идентичен полученному на JPEG-кадре – 0,6 ступени.

Хроматические аберрации

Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6 уверенно справляется с хроматическими аберрациями: условно-комфортный уровень в 0,06% превышен только на широком угле и на прикрытых до f/8,0 и более диафрагмах.

ХА, 12 мм f/3.5
ХА, 12 мм f/3.5
ХА, 60 мм, f/5.6
ХА, 60 мм, f/5.6

Предполагаю, что без программной коррекции не обошлось, но результат от этого не меняется: хроматические аберрации проблем доставлять не будут.

Кроп 100%, 12 мм f/5.6
Кроп 100%, 12 мм f/5.6
Кроп 100%, 60 мм f/5.6
Кроп 100%, 60 мм f/5.6

Автофокус

Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6 тестировался в комплекте с новинкой от Panasonic – фотоаппаратом Lumix DMC-G80. В приводе автофокуса используется шаговый моторчик – процесс бесшумен и убедительно быстр – прогон по всей дистанции фокусировки занимает около полсекунды.

 

Претензий к точности и повторяемости результатов нет, фокус-шифт отсутствует. Отличный результат!

 

Изображение, контровый свет, стабилизатор

Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6 не разочаровал качеством формируемого изображения: цветопередача спокойная, нейтральная, контрастность на высоте даже на открытых значениях диафрагмы.


Объектив достаточно уверенно работает в сложных условиях освещения, но не любит расположения источника света в границах кадра на прикрытых значениях диафрагмы. В целом, переотражения и артефакты редки.

Солнце в границах кадра, 12 мм, f/16
Солнце в границах кадра, 12 мм, f/16
Солнце в границах кадра, 60 мм, f/9.0
Солнце в границах кадра, 60 мм, f/9.0

Для меня оптический стабилизатор изображения уверенно обеспечивал преимущество в 3 ступени, процент брака на более длинных выдержках резко увеличивался. Но и 3 – 3.5 ступени преимущества – завидный результат.  

 

Заключение

Panasonic Lumix G 12-60/3.5-5.6 понравился: объективы начального уровня не часто выступают стабильно хорошо во всех дисциплинах, герой обзора откровенно «провалился» только по уровню дисторсии на широком угле при съемке в RAW.

 

Добавим к удобному диапазону фокусных расстояний неплохую резкость, невысокое виньетирование, уверенный контроль над хроматическими аберрациями, быстрый и точный автофокус, эффективный стабилизатор изображения и пыле/брызгозащиту – получаем отличный вариант объектива «на каждый день», этакую рабочую лошадку.

 

Рекомендую.

 

 

Благодарю компанию Panasonic за предоставленную возможность протестировать объектив.

 

 

Ноябрь 2016 года

Оставить комментарий

Комментарии: 5
  • #1

    Михаил (Четверг, 24 Ноябрь 2016 08:45)

    Здравствуйте, Владимир!
    Немного не по теме. Будет ли обзор фотоаппарата? Или как с Canon 70D?..

  • #2

    Vlador (Четверг, 24 Ноябрь 2016 14:09)

    Михаил, доброго дня!
    Не в бровь, а в глаз... :) Напишу, но не обзор (в моем понимании - информация о большинстве значимых аспектов работы), а отзыв (ближе к "понравился/не понравился").

  • #3

    Roma (Вторник, 18 Июль 2017 16:04)

    Здравствуйте! Этот объектив стоит у меня на GX8 и я не могу понять какая стабилизация работает, в обьективе или в камере. В меню есть только 2 пункта: стаб откл. выкл. и второй это е-стаб для видео. Помогите пожалуйста разобраться...

  • #4

    Владислав (Пятница, 02 Март 2018 10:22)

    Владимир, а сможете сказать, каковы размеры минимальной площади, попадающей в кадр при макросъёмке этим объективом?

    Наиболее крупно он снимает с тех самых двадцати сантиметров минимальной дистанции на коротком конце?

    Как вообще, реально им макро снимать?

  • #5

    Vlador (Четверг, 08 Март 2018 22:19)

    По площади не скажу, но 0,27х в принципе немного. Хотя на 60 мм минимальная дистанция фокусировки составляет 25 см, что может позволить делать интересные (не макро, но "приближенные") кадры.

Новое на сайте Vlador.com

 

Маломожейково

30 марта 2018


Tamron SP 70-200/2.8 Di VC USD

5 апреля 2017


Sigma Art 19/2.8 DN

27 марта 2017


Sigma Art 12-24/4 DG HSM

20 февраля 2017


Sigma Art 85/1.4 DG HSM

23 января 2017


Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Sigma 50-100 /1.8 DC HSM Art

19 ноября 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100